Top.Mail.Ru

Корпоративная этика и профессиональная деформация

Почему так важна корпоративная этика и что она обычно подразумевает? Как правильно разрешать профессиональные конфликты? Что такое судебная этика? Каким должно быть поведение государственных гражданских служащих? Почему профессиональная деятельность влияет на личностные характеристики человека? Как появляется и проявляется профессиональная деформация? Можно ли ее предотвратить и как остановить? В ответах на эти вопросы автор опирается на свой опыт работы в арбитражном суде.

Сегодня в большинстве организаций, к какой бы сфере они ни относились, действуют нормы этики служебного поведения, обязательные для всех штатных работников. Эти нормы регламентируют правила поведения как между сотрудниками организации, так и при их взаимодействии со сторонними лицами, что отнюдь не менее важно, ведь часто по действиям отдельно взятого представителя компании судят о ней в целом. Особое значение это имеет для органов государственной власти в силу самой их природы и специфики деятельности.

Необходимые качества

В современном обществе доверие граждан к суду и принимаемым им судебным актам обеспечивается не только быстрым и справедливым разрешением судебных дел, но и соблюдением сотрудниками суда основных этических норм и правил поведения. Особая роль в этом плане отводится государственным гражданским служащим – сотрудникам аппарата суда. В силу специфики своей профессиональной деятельности и должностных обязанностей именно они являются первыми лицами, с которыми встречаются посетители суда, и с ними же граждане контактируют большую часть времени, находясь в здании суда. Как правило, на впечатлении от взаимодействия с ними основано и впечатление граждан о суде.

Работники аппарата суда несут особую ответственность за поддержание и укрепление авторитета судебной власти в обществе, формирование в общественном сознании уважительного отношения к суду. Достижение этих целей предполагает наличие у них таких качеств, как высокий уровень профессиональных знаний и умений, доброжелательность, корректность, коммуникабельность, стрессоустойчивость и многих других. Таким образом, профессиональная деятельность сотрудников аппарата суда оценивается в совокупности как по деловым, профессиональным, так и по их человеческим, личным, моральным качествам. Роль последних часто недооценивается, в то время как она чрезвычайно высока, т. к. они необходимы для соблюдения норм и правил судебной этики. Это справедливо и для любой другой профессии, представители которых чаще всего общаются с клиентами или контрагентами.

Судебная этика – не просто слова

Судебная этика – это сфера конкретизации общеморальных представлений применительно к осуществлению правосудия. Она представляет собой свод определенных норм, принципов, правил поведения и их воплощение в процессе осуществления государственными гражданскими служащими своей профессиональной деятельности. По сути дела, судебная этика – это уточнение общих норм морали в свете узкопрофессиональной специфики отправления правосудия.

Профессиональные этические принципы в сфере правосудия выполняют важную регулятивную функцию, опосредуют общее содержание и направленность правосудия и нравственную составляющую лиц, занятых в его отправлении. К числу данных принципов относятся:

  •  справедливость;
  • беспристрастность;
  • независимость.

Указанные принципы, тесно взаимосвязанные и как бы дополняющие друг друга, особо оговариваются в Правилах поведения работников аппарата суда, утв. постановлением Совета судей РФ от 27.04.2006 № 156. Там же подчеркивается их роль как краеугольных элементов и обязательных условий достижения главной цели судопроизводства – удовлетворения законных интересов граждан. Это один из основных документов, регламентирующих нормы поведения работников аппарата арбитражного суда.

Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации был принят в 2011 году 1. Документ представляет собой свод общих принципов профессиональной служебной этики и основных правил служебного поведения, которыми надлежит руководствоваться сотрудникам суда. Данный документ призван повысить эффективность выполнения государственными гражданскими служащими своих должностных обязанностей и закрепить основные требования к ...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Какая ответственность за невыплату внешнему управляющему вознаграждения?

ООО находится в банкротстве на стадии внешнего управления и больше года не выплачивает внешнему управляющему ежемесячное вознаграждение по его же просьбе. Какая ответственность установлена за невыплату внешнему управляющему фиксированной части вознаграждения?

Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников

Когда может возникнуть конфликт интересов и что он из себя представляет? Куда должны входить нормы о конфликте интересов? Можно ли их включать в договоры с работниками и ЛНА? Когда можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие сотрудником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к сотруднику со стороны работодателя? Можно ли избрать другой способ для наказания провинившегося сотрудника? А запретить работу в конкурирующей организации? Предлагаем формулировки для трудовых и гражданско-правовых договоров.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Наказываем за нарушение этики служебных отношений

Рассказываем, как привлечь к дисциплинарной ответственности грубияна, который хамит, повышает голос, оскорбляет и издевается над коллегами и клиентами. Как прописать нормы корпоративной этики: что включить (общепринятые правила этикета, внешний вид, правила поведения во время онлайн-встреч, этикет электронной переписки и телефонных разговоров), в какие локальные нормативные акты, как сформулировать и за что конкретно наказывать. Анализируем судебную практику и предлагаем алгоритм привлечения к ответственности.

Регламентируем конфликт интересов и наказываем виновных работников

Когда может возникнуть конфликт интересов и что он из себя представляет? Куда должны входить нормы о конфликте интересов? Можно ли их включать в договоры с работниками и ЛНА? Когда можно уволить по п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ за непринятие сотрудником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, в случаях, предусмотренных законодательством, если указанное действие дает основание для утраты доверия к сотруднику со стороны работодателя? Можно ли избрать другой способ для наказания провинившегося сотрудника? А запретить работу в конкурирующей организации? Предлагаем формулировки для трудовых и гражданско-правовых договоров.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

Как грамотно организовать совещание

Рекомендации по организации системы разнотипных совещаний, которая способна задать эффективный бизнес-ритм для продвижения проектов, дает ведущий отечественный эксперт по тайм-менеджменту. Предложена своя логика для небольших и крупных организаций. Даны советы по подготовке повестки, определению состава участников, ведению и протоколированию совещания, контролю исполнения принятых решений, по выбору оптимальных ИТ-решений для автоматизации этого процесса.