Применение и разработка должностной инструкции

В настоящее время должностная инструкция имеет статус необязательного документа. Однако, по мнению Роструда, этот документ все еще является важным. В статье мы рассмотрим виды современных должностных инструкций, области их повседневного применения и остановимся на разработке данного документа.

Должностная инструкция является локальным нормативным актом организации. Она может быть самостоятельным документом либо входить в состав другого, например, в состав трудового договора. Согласно письму Роструда от 30.11.2009 г. № 3520-6-1 «должностная инструкция является внутренним организационно-распорядительным документом, содержащим конкретный перечень должностных обязанностей работника с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также его прав и ответственности». В ее содержании отражаются не только трудовая функция работника, круг его должностных обязанностей, пределы ответственности, квалификационные требования, но и взаимодействие данной должности с другими должностями и подразделениями, уровни полномочий и порядок замещения отсутствующего сотрудника, предъявляемые к занимаемой должности.

Виды оформления должностных инструкций

Существует множество подходов к оформлению должностной инструкции. Остановлюсь на двух наиболее популярных.

Первый подход – классический. При оформлении классической должностной инструкции и внесении в нее изменений руководствуются Государственным стандартом ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации» от 31.10.2007 г. № 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников: Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов», введенным в действие постановлением Госстандарта России от 03.03.2003 г. № 65-ст. Стандарт устанавливает состав реквизитов документов; требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов. Распространяется он на документы предприятия, которые относятся к Унифицированной системе организационно-распорядительной документации и включены в ОК 011-93 «Общероссийский классификатор управленческой документации» (ОКУД) (класс 0200000). Должностная инструкция входит в перечень документов, указанных в общероссийском классификаторе, поэтому положения стандарта распространяются и на этот документ.

Второй подход – процессный. В основу данных инструкций кладется описание бизнес-процессов, существующих в организации. Как правило, такой документ является квинтэссенцией всех упоминаний должности в описании разнообразных процессов компании. В этом документе прописываются действия и операции, выполняемые в рамках бизнес-процессов той или иной должностью, определяются уровни и зоны личной ответственности сотрудника за результат или весь процесс. На основе такой инструкции можно ответить на вопросы о том, как сотрудник выполняет свои функции, какими средствами и какую ответственность он за это несет. Характерной особенностью оформления такой должностной инструкции являются таблицы, в виде которых оформлен почти каждый абзац и смысловой фрагмент.

Как правило, в должностной инструкции есть обязательные разделы, разработанные на основе квалификационных характеристик, содержащихся в квалификационных справочниках. При этом весь документ определяет то, что делает, что должен знать, чтобы суметь это сделать, и какое наказание понесет работник за излишнее действие или бездействие.

Процессный подход представляет собой более детальную проработку документа в разделе «Должностные обязанности», где подробно освещаются операции, выполняемые сотрудником, а также прописываются показатели эффективной работы при их выполнении. У руководящей должности приводятся список бизнес-процессов, за управление и получение результатов которых отвечает сотрудник. Во всех остальных разделах данные документы идентичны. Эти два подхода абсолютно функциональны и жизнеспособны. Выбор подхода к составлению должностной инструкции зависит от корпоративной культуры компании, от целей и задач, стоящих перед организацией.

Разработка должностной инструкции

Рассмотрим пример разработки классической должностной инструкции. Должностные инструкции в процессном подходе, как говорилось выше, отличаются только одним разделом. Создается такой раздел на основе прописанных и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как грамотно использовать дефис, тире, слеш и пробел

Письменная речь содержит помимо букв и другие знаки: арабские и римские цифры, орфографические небуквенные знаки, а также знаки препинания. Предлагаем вспомнить простые в исполнении знаки, очень схожие между собой, научиться не путать их и использовать правильно. Заодно повторим некоторые тонкости правил русского языка, в том числе не относящиеся к общеизвестным. Например, когда используется дефис, а не тире, как образуются наращения в числительных, записанных цифрами, как формируются наращения у нескольких идущих подряд числительных, как используются знаки в обозначении дат и времени, в каких случаях между числительными ставится тире, а не дефис, когда уместно в тексте документа поставить слеш (косую черту), когда ставятся пробелы в перечисленных знаках. Статья будет полезна всем кадровым специалистам, работающим с документами и стремящимся быть грамотными.

Сколько хранить отдельные приказы

Выясняем сроки хранения приказов по личному составу: на отпуск (по беременности и родам, допотпуск за ненормированный рабочий день, бракосочетание, смерть родственника, дополнительный социальный отпуск по коллективному договору и пр.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови и за работу в районах Крайнего Севера. Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, многие приказы не указаны. Как определять сроки хранения таких документов? Опираемся на действующие нормативные правовые акты, а также на проект нового варианта типового Перечня хранения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Справки с места работы: практикум по составлению

Для чего требуются справки с места работы. Что включить в справку в зависимости от цели получения и документов, которыми ее можно заменить на практике. Какие реквизиты предусмотреть. Какова ответственность за нарушение срока выдачи справки. Готовые образцы разных справок. В частности, о периоде работы в организации, условиях работы, датах отпуска, использовании дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, стаже работы и зарплате.

Согласование проекта документа при помощи режима рецензирования в Word

Кадровым специалистам регулярно приходится составлять проекты документов и позже согласовывать с другими отделами и руководством. Показываем, как автоматизировать последовательное согласование проекта документа несколькими людьми при помощи режима рецензирования в Word. Даем практические советы: как включить данный режим и отслеживать его по тексту, как установить пароль на его отмену, как управлять визуализацией правок в тексте (включая удаление, добавление, изменение форматирования разными пользователями), как комментировать правки, отменять и применять их, как объединить правки из разных файлов в один, как определить, кто какие правки и когда вносил, и пр.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.