Основная задача кадровика, составляющего письмо-приглашение, состоит не в том, чтобы соблюсти корпоративную традицию или отдать дань моде, а в том, чтобы безобидным, казалось бы, письмом не навлечь на работодателя нежелательные правовые последствия. Поговорим о том, как их избежать и на что ­обратить внимание при составлении job offer.

Понятие «job offer» отсутствует в российском трудовом законодательстве и эквивалента в русском языке не имеет. Оно означает письмо-приглашение, которое получает от организации кандидат на вакансию, прошедший все этапы собеседований и принимаемый на работу. Особенность и некоторая опасность job offer для работодателя заключается в том, что при определенных условиях это, на первый взгляд, невинное приглашение может повлечь за собой вполне определенные правовые последствия. Как правильно составить job offer, чтобы оно не доставило компании неприятностей, и как оформить ­реквизиты ­этого письма, мы и поговорим в нашей статье.

Как у нас и как у них

Несмотря на то, что понятие job offer знакомо нашим кадровикам, пишут такие письма очень немногие. Гораздо чаще приглашения на работу используют в российских представительствах международных компаний, ведь на Западе эта практика куда более распространена. У нас же письмо-приглашение носит в основном имиджевый характер. Замена письмом дежурного звонка «Вы приняты, приходите в отдел кадров» призвана, по мнению многих специалистов, подчеркивать значимость для ­компании каждого представителя ее human resources.

Слово «offer» переводится с английского языка как «предложение», соответственно, job offer – предложение работы. Однако, на наш взгляд, логичнее считать это письмо приглашением, ведь этапы предложения вакансии и самопрезентации кандидата уже пройдены, собеседования состоялись, и человек на должность выбран. Остается только сообщить ему об этом и пригласить работать.

Итак, job offer завершает процесс подбора кандидата на вакантную должность. Будущему работнику направляется письмо, в котором:

  • компания официально сообщает, что именно он выбран для занятия вакантной должности;
  • еще раз называется должность, перечисляются условия (которые в идеале должны затем перекочевать в текст трудового договора);
  • называются дата и место заключения трудового договора, перечисляются документы, которые нужно взять с собой.

Содержание писем может варьироваться. Некоторые европейские компании, например, ограничиваются электронным сообщением работнику о том, что он принят, и что компания счастлива заполучить в свой штат такого специалиста. И это тоже попадает под понятие job offer.

Есть ли ситуации, когда направлять кандидату, избранному на вакантную должность, job offer категорически противопоказано? Пожалуй, нет, при условии, что компания заинтересована в сотрудничестве с ним и действительно собирается соблюдать все обговоренные на собеседовании условия его работы. В целом в письме-приглашении нет ничего плохого.

Job offer и риски работодателя

Основная задача кадровика, составляющего приглашение, состоит не в том, чтобы соблюсти корпоративную традицию или отдать дань моде, а в том, чтобы безобидным, казалось бы, письмом не навлечь на работодателя нежелательные правовые последствия. Впрочем, job offer может быть «вреден» работодателю только в тех случаях, когда уже получившему приглашение соискателю приходится отказывать в ­трудоустройстве и несостоявшийся работник отправляется в суд.

На этот случай job offer не должен:

  1. быть доказательством предложения работы;
  2. быть доказательством условий приема на работу;
  3. содержать признаки трудового договора.

Соблюсти первые два пункта довольно легко. Достаточно сделать так, чтобы письмо было подписано не уполномоченным принимать персонал лицом, а любым другим руководителем или даже работником отдела кадров. Тогда никто не сможет сказать, что предложение работы и ее ­условий исходило от работодателя.

В противном случае работодателю придется объяснять суду причину отказа работнику в трудоустройстве, а также то, почему условия работы, описанные в приглашении, перешли в трудовой договор не в полной мере.

Письмо-приглашение vs трудовой договор

Что касается признаков трудового договора в job offer, то к ним относятся:

  • обязательные для включения в трудовой договор условия (в соответствии со ст. 57 ТК РФ);
  • подписание приглашения и соискателем, и работодателем (или уполномоченным принимать на работу персонал должностным лицом).

Такой job offer в случае разбирательства суд может счесть ­заключенным трудовым договором.

Тут же может возникнуть вопрос: нужно ли заключать трудовой договор, если мы составили полный job offer за подписью генерального директора и передали его работнику под личную подпись при том, что отказывать человеку в трудоустройстве не собираемся? Можно ли заменить договор подобным письмом-приглашением? Ответ – нельзя. Трудовой договор – обязательный документ при приеме на работу, что прописано в ТК РФ, и отказываться от него в пользу письма, пусть и наделенного признаками договора, категорически нельзя.

Весьма распространенная ситуация: в приглашении на работу описаны некие очень приятные для работника условия, а в трудовом договоре они почему-то отсутствуют либо уравновешиваются гораздо менее радужными обязанностями, изложенными в должностной инструкции. В этом случае, если дойдет до рассмотрения спора, суд в первую очередь будет смотреть трудовой договор, а не job offer: договор подписан, следовательно, был предварительно прочитан, значит, на момент подписания работник был согласен с изложенными в документе условиями.

Совершенно беспроигрышный способ для работодателя избежать всех рисков при отправке job offer – предоставить его адресату по электронной почте в качестве личного сообщения. Ни в коем случае не на бланке организации и без каких-либо подписей. Выдать за доказательство в суде личную электронную переписку в нашей стране крайне затруднительно… Но и соблюсти положительный имидж солидной организации тогда не удастся, а ведь job offer готовился именно для этого.

Мнение эксперта

Не следует путать job offer с приглашением на работу в порядке перевода от другого работодателя, которое упоминается в ч. 4 ст. 64 ТК РФ. Дело в том, что у второго есть два довольно важных последствия. Во-первых, работодатель обязан принять работника, приглашенного в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы (ч. 4 ст. 64 ТК РФ). Во-вторых, в случае, когда работник, написавший заявление на увольнение по собственному желанию, передумал, он не сможет отозвать свое заявление, если на его место в письменной форме приглашен другой человек (ч. 4 ст. 80 ТК РФ).

Составляем job offer

Теперь обратимся к вопросам создания письма-приглашения на работу по всем правилам написания деловых писем. С точки зрения общего делопроизводства job offer представляет собой разновидность делового письма. Его реквизиты оформляются в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (утвержденный постановлением ­Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст).

Адресат. Адресатом job offer всегда является физическое лицо. Если письмо адресуется физическому лицу, то сначала указываются его фамилия, инициалы, а затем почтовый адрес в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи1, например:

почтовый адрес

Текст документа. Структура текста job offer, как правило, разрабатывается и утверждается в организации. Универсального текста письма-приглашения на работу нет. Можно включить в него только поздравление с приемом на работу и адрес отдела кадров, а можно – подробное описание условий работы. Образцы краткого и подробного текстов job offer приведены в Примерах 1 и 2.

Подпись. Как уже говорилось, лучше, если job offer будет подписан работником организации, не имеющим права принимать на работу персонал. Это может быть, например, будущий непосредственный руководитель адресата письма или сотрудник hr-департамента. Ошибкой будет указать в качестве подписанта письма генерального директора и поставить подпись другого работника через «и. о.» или косую черту перед должностью. Реквизит «Подпись» оформляется по схеме: должность – личная подпись – инициалы и фамилия (расшифровка подписи):

расшифровка подписи

Оттиск печати на job offer рядом с подписью ставить не нужно.

Если в компании принято отправлять job offer на бланке организации, то использовать нужно тот, который применяется для писем. Если оно будет направлено адресату по почте или вручено лично в руки, то потребуется два экземпляра письма: один для работника, другой для работодателя. Это обычная практика подготовки деловых писем: один экземпляр (его называют «визовый», потому что при необходимости прямо на нем проставляются визы согласования заинтересованных должностных лиц и различные отметки) остается у автора и помещается в дело. Письмо-приглашение на работу не исключение: второй экземпляр будет помещен в личное дело принятого работника.

После подписания письмо проходит процедуру регистрации и только после этого отправляется (передается) адресату. Обычно на письмах, посвященных решению кадровых вопросов, ставят визу ознакомления. При получении письма в отделе кадров работник расписывается на экземпляре работодателя, и этот экземпляр с «живой» подписью работника затем бережно хранится в соответствующем деле. Однако при составлении job offer эта виза не оформляется: подпись работника на приглашении – ненужный в данном случае элемент письма, совершенно напрасно придающий ему сходство с трудовым договором.

Можно ли отказать, когда особенно «продвинутый» в кадровых вопросах работник требует job offer? Да, можно, причем тем самым трудовое законодательство нарушено не будет. Во-первых, как уже говорилось, ТК РФ не содержит такого понятия. Во-вторых, перечень документов, необходимых для заключения трудового договора, утвержден ст. 65 ТК РФ. Ни job offer, ни его русский аналог (письмо-приглашение) в этом списке не значатся.

Впрочем, никто не запрещает удовлетворить просьбу кандидата и пригласить его на работу письменно. Главное – соблюсти при этом нехитрые правила составления job offer, чтобы избежать напрасных рисков и ­возможных негативных правовых последствий.

Пример 1. Краткий вариант job offer

Пример 2. Развернутый вариант job offer

Сноски 1

  1. Утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 № 221. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Справки с места работы: практикум по составлению

Для чего требуются справки с места работы. Что включить в справку в зависимости от цели получения и документов, которыми ее можно заменить на практике. Какие реквизиты предусмотреть. Какова ответственность за нарушение срока выдачи справки. Готовые образцы разных справок. В частности, о периоде работы в организации, условиях работы, датах отпуска, использовании дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом, стаже работы и зарплате.

Согласование проекта документа при помощи режима рецензирования в Word

Кадровым специалистам регулярно приходится составлять проекты документов и позже согласовывать с другими отделами и руководством. Показываем, как автоматизировать последовательное согласование проекта документа несколькими людьми при помощи режима рецензирования в Word. Даем практические советы: как включить данный режим и отслеживать его по тексту, как установить пароль на его отмену, как управлять визуализацией правок в тексте (включая удаление, добавление, изменение форматирования разными пользователями), как комментировать правки, отменять и применять их, как объединить правки из разных файлов в один, как определить, кто какие правки и когда вносил, и пр.

Сколько хранить отдельные приказы

Выясняем сроки хранения приказов по личному составу: на отпуск (по беременности и родам, допотпуск за ненормированный рабочий день, бракосочетание, смерть родственника, дополнительный социальный отпуск по коллективному договору и пр.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови и за работу в районах Крайнего Севера. Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, многие приказы не указаны. Как определять сроки хранения таких документов? Опираемся на действующие нормативные правовые акты, а также на проект нового варианта типового Перечня хранения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Особенности оформления приказов

Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Заполняем вкладыш к трудовой книжке

В случае если в трудовой книжке заполнены все страницы одного из разделов, в нее следует вшить вкладыш. Между тем, несмотря на то, что вкладыш оформляется и ведется в том же порядке, что и трудовая книжка, при его заполнении возникает множество вопросов, которые автор и рассмотрела в статье. По наиболее интересным моментам мы представляем вам комментарии специалиста Роструда.