Рассказываем о реквизитах приказов: какие из них изменились, а какие остались прежними. Показываем, как правильно размещать на документе товарный знак и другие изображения, какие шрифты, интервалы, абзацные отступы и нумерации страниц можно использовать, как составлять заголовок и текст приказа, как оформлять приложения, визы согласования, каков порядок подписания и регистрации приказа. Учитываем последние изменения в связи со вступлением в силу нового ГОСТа Р 7.0.97-2025 об оформлении организационно- распорядительных документов.

Управленческие решения, принимаемые единолично руководителем организации (генеральным директором, директором, исполнительным директором, председателем правления и др.), оформляются в виде приказов. Приказы – распорядительные документы.

Обязательными реквизитами любого приказа являются:

  • полное наименование организации (и сокращенное, если оно предусмотрено уставом (положением) организации);
  • наименование вида документа (ПРИКАЗ);
  • дата документа;
  • регистрационный номер (в бланке приказа обозначается место расположения даты и регистрационного номера);
  • место составления (издания) документа (не указывается в бланке, если местонахождение организации входит в ее название – сравните Примеры 1 и 2);
  • заголовок к тексту (ГОСТ Р 7.0.97-2025 сделал этот реквизит обязательным для документов независимо от размера текста);
  • текст;
  • подпись.

Еще могут оформляться визы согласования (см. Примеры 23, 24).

Реквизиты приказа оформляются в соответствии с ГОСТом Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 26.06.2025 № 622-ст), который вступил в силу с 18.08.2025. В данной статье правила оформления приказа мы будем излагать, отмечая, какие моменты изменились (их немного).

Приказы оформляются на специальном бланке – бланке приказа (см. Примеры 1–4), который включает постоянные для приказов сведения. Расположение его реквизитов может быть:

  • продольным (как в Примерах 1 и 2) или
  • угловым с флаговым (Пример 3) или центрованным (Пример 4) размещением реквизитов.

Пример 1. Бланк приказа с продольным расположением реквизитов и гербом, кратким наименованием организации в скобках

Пример 2. Бланк приказа с продольным расположением реквизитов и гербом, указанием вышестоящей организации (выше наименования организации – автора документа) и отсутствием реквизита «место издания» (т.к. эти сведения есть в наименовании организации)

Организации используют бланки приказов, изготовленные на бумажном носителе 1 и / или электронные шаблоны бланков. Они должны быть идентичны по составу реквизитов, порядку их расположения, гарнитурам шрифта.

На бланках приказов органов власти может изображаться герб (Государственный герб Российской Федерации, герб субъекта Российской Федерации или герб (геральдический знак) муниципального образования) – см. Примеры 1 и 2.

Изображение герба помещается посередине верхнего поля бланка документа над наименованием организации на расстоянии 10 мм от верхнего края листа. Не допускается одновременно размещать на бланках документов 2 и более изображения: гербов (геральдических знаков), товарных знаков (знаков обслуживания)... Если только это не совместно издаваемый документ, когда каждый автор над своим наименованием приводит свое «изображение».

То же самое относится и к эмблемам органов власти и организаций. Как правило, эмблемы помещаются на бланках тех из них, у которых законодательством не предусмотрено воспроизведение герба (геральдического знака).

На бланках приказов организаций можно помещать товарный знак (знак обслуживания), но только если он зарегистрирован должным образом (см. Пример 4).

Если герб, эмблему можно размещать только над наименованием организации, то товарный знак (знак обслуживания) – не только над, но и слева от него (допускается захватывать часть левого поля).

Наряду с товарным знаком (знаком обслуживания) на бланках документов может указываться коммерческое обозначение юридического лица. Оно служит для выделения предприятия среди конкурентов и помогает потребителю соотнести название с качеством работ, услуг или товаров. Коммерческое обозначение не является фирменным наименованием и не подлежит обязательному включению в учредительные документы и ЕГРЮЛ. Примеры коммерческих обозначений:

  • Магазин «Дикси» (официальное название организации АО «Дикси ГРУПП»),
  • «Пчеломедофф» (официальное название организации ООО «Пчела и мед»).

Обычно наименования организации и ее вышестоящей организации (при ее наличии) печатаются тем же шрифтом и размером, что и большинство реквизитов приказа, включая текст. Некоторые организации выделяют свое наименование на бланке полужирным написанием и/или увеличением размера, набирают его целиком заглавными буквами.

Краткое наименование в скобках указывают, если оно прописано в учредительных документах и содержит видоизмененное «имя», а не только общепринятое сокращение организационно-правовой формы:

  • рядом с «Автономная некоммерческая организация «Институт современного образования» имеет смысл в скобках указать сокращенное наименование (АНО ДПО «ИСО») – как в Примере 3,
  • а рядом с «Акционерное общество «Дубрава» писать в скобках
    (АО «Дубрава») нет необходимости – это неинформативно (Пример 4).

Приказы по основной деятельности могут издаваться совместно руководителями нескольких организаций. В этом случае на бланке должны присутствовать реквизиты обеих организаций, включая их гербы / эмблемы / товарные знаки.

Наименование вида документа (ПРИКАЗ) всегда печатается заглавными буквами. Вариации в его оформлении могут быть следующие:

  • буквы пишутся без пробелов (Пример 4) или вразрядку (Пример 3),
  • обычным (Пример 4) или полужирным шрифтом (Пример 3).

Пример 3. Бланк приказа с угловым расположением реквизитов без товарного знака, с кратким наименованием организации в скобках

Пример 4. Бланк приказа с угловым расположением реквизитов с товарным знаком

В бланке приказа также намечаются зоны (в виде подчеркиваний) для последующего вписывания туда даты и номера приказа при его регистрации после подписания. ГОСТ Р 7.0.97-2025 вернул правило, которое было в этом стандарте до 2016 года: если в дате документа присутствует однозначное число, то перед ним добавляется ноль, даже при буквенно-цифровом способе оформления (например, 01...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сколько хранить отдельные приказы

Выясняем сроки хранения приказов по личному составу: на отпуск (по беременности и родам, допотпуск за ненормированный рабочий день, бракосочетание, смерть родственника, дополнительный социальный отпуск по коллективному договору и пр.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови и за работу в районах Крайнего Севера. Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения, многие приказы не указаны. Как определять сроки хранения таких документов? Опираемся на действующие нормативные правовые акты, а также на проект нового варианта типового Перечня хранения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.

Особенности оформления приказов

Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Особенности оформления приказов

Разъясняем отдельные особенности составления и оформления приказов. В частности, какую терминологию лучше использовать: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? Когда приложения к приказу нумеруются, достаточно ли написать только «прилагается»? Можно ли для удобства оформить ниже текста приказа список приложений, как в сопроводительном письме? Каков порядок внешнего согласования документа и утверждения его приказом?

Изменение, отмена, аннулирование кадровых приказов и соглашений

Рассказываем, что должно быть в приказе и как можно его изменить или отменить. Что должен включать корректирующий приказ. Поясняем, в чем разница между признанием приказа утратившим силу и его аннулированием. В каких случаях формулировка приказа должна включать прямое указание на отмену им другого приказа. Разбираем на конкретных примерах, когда возможно аннулирование трудового договора и издание приказа об этом. Даем рекомендации, как оформить изменение приказа о приеме на работу и каким образом отменить приказ об увольнении по соглашению сторон. Узнаете и об отмене приказа об увольнении по решению суда. Получите готовые образцы разных приказов и соглашений, а также отдельные формулировки для них, которые понадобятся в сложных ситуациях.

Внесение изменений приказом в другой приказ и ЛНА

Показываем, каким образом можно изменить состав комиссии, утвержденной приказом: какое наименование дать приказу, в каком порядке вносить изменения, исключая старых участников и добавляя новых, когда лучше сделать точечные изменения, а когда утвердить полностью новый состав. Приводим образцы приказов (с пояснениями, когда и что лучше выбрать), вносящих изменения в локальные нормативные акты, с изложением раздела / пункта в новой редакции, отменой некоторых пунктов ЛНА, введением в действие новой версии.