Отделу кадров в работе приходится сталкиваться с разнообразными документами, в том числе с доверенностями. Чаще всего – на получение заработной платы и представление интересов работодателя в трудовой инспекции. Изучим, какие реквизиты должны содержаться в документе, нужно ли такую доверенность нотариально удостоверять, какие полномочия в ней нужно передать и каков порядок прекращения ее действия.
Передача полномочий – распространенный способ ведения дел. Встречается он и в трудовых отношениях. В процессе своей повседневной деятельности работодатели сталкиваются с несколькими типами доверенностей. Рассмотрим наиболее распространенные из них – доверенности на получение заработной платы и на представление интересов работодателя в трудовой инспекции.
Оформление доверенности
Гражданский кодекс РФ в п. 1 ст. 185 определяет доверенность, как письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Исходя из этого, оформляться доверенность должна в простой письменной форме. В ряде случаев, однако, требуется нотариальное удостоверение документа. В частности, нотариально заверенная доверенность нужна при регистрации прав и сделок, которые должны быть совершены в нотариальной форме (например, купля-продажа недвижимости).
В документе помимо слова «доверенность» должны быть указаны:
- место ее совершения (например, г. Москва);
- дата совершения;
- срок ее действия. Если доверитель (тот, кто передает полномочия) не укажет период ее действия, то она будет действительна в течение года с даты, проставленной на документе. Отметим, что ранее срок действия доверенности ограничивался тремя годами. В настоящее время данная норма изменилась, и доверенность может быть выдана без ограничения срока ее действия.
Если доверенность выдает гражданин, то, кроме фамилии, имени, отчества, даты и места рождения, традиционно указываются данные документа, удостоверяющего личность, и место его постоянного проживания (регистрации). Аналогичные данные приводятся и в отношении поверенного (лица, которому полномочия передаются).
Доверенность от имени юридического лица совершается, как правило, на официальном бланке организации, подписывается его руководителем или иным лицом, уполномоченным на это в соответствии с законом и учредительными документами. Кроме полного наименования организации в тексте документа обычно указываются и выходные данные лица, действующего от имени компании.
Ранее, если доверенность выдавалась юридическим лицом, то, помимо подписи полномочного представителя, она заверялась печатью организации. Но теперь этого не требуется (Федеральный закон от 07.05.2013 № 100-ФЗ «О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации»). Однако в практике такие документы еще не получили распространение и по сложившейся традиции печати ставят на все доверенности.
Кстати, данное правило действует не для всех видов доверенностей, в частности, это положение не действует для доверенностей от имени юридического лица на представительство в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, которые выдаются за подписью руководителя организации, скрепленной печатью этой организации1 (ч. 3 ст. 53 ГПК РФ, ч. 5 ст. 61 АПК РФ).