Top.Mail.Ru

Условия труда водителей: рабочее время и время отдыха

В статье мы расскажем об особенностях режима рабочего времени, времени отдыха и условий труда сотрудников, непосредственно связанных с движением транспортных средств (как на легковых автомобилях, так и на грузовых). Также рассмотрим весь комплекс обязательных доплат водителям (за классность, за работу по графику с разделением смены, сверхурочные выплаты и т. д.). Кроме того, обратим ваше внимание на следующие нюансы: когда необходим сменщик, кто вправе осуществлять перевозку опасных грузов, что делать при поломке в пути и т. д.
Необходимо помнить, что режим труда и отдыха водителей регулируется не только Трудовым кодексом, но и специально разработанными отраслевыми документами. Чтобы вы были подкованы во всех тонкостях при решении вопроса трудоустройства водителей, в статье мы рассмотрим следующие особенности: как определить профпригодность сотрудника, что входит в рабочее время шофера и как не ошибиться с утверждением периодов отдыха, нюансы составления графиков работы (сменный, разрывной и т.д.), особенности труда при перевозке грузов, оплата труда. Также обратим ваше внимание на то, к чему может привести несоблюдение режима труда и отдыха водителей.

Нормативная база

Режим труда и отдыха работников-водителей, а также правила автомобильной перевозки регулируются следующими документами:

  • Трудовым кодексом;
  • гл. 40 «Перевозки» Гражданского кодекса;
  • Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав);
  • Федеральным законом от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон об автомобильных дорогах);
  • Федеральным законом от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения);
  • Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным приказом Минтранса от 09.03.1995 г. № 27 (далее – Положение об обеспечении безопасности дорожного движения);
  • Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденным приказом Минтранса от 20.08.2004 г. № 151 (далее – Положение о работе и отдыхе водителей);
  • Межотраслевыми правилами по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденными постановлением Минтруда от 12.05.2003 г. № 28 (далее – Правила по охране труда);
  • Общими правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденными Минавтотрансом 30.07.1971 г. (далее – Правила перевозки грузов);
  • Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства от 14.02.2009 г. № 112 (далее – Правила перевозки пассажиров);
  • Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными приказом Минтранса от 08.08.1995 г. № 73 (далее – Правила перевозки опасных грузов);
  • Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам РФ, утвержденной Минтрансом 27.05.1996 г. (далее – Инструкция);
  • Перечнем грузов, погрузка и разгрузка которых оплачивается по повышенным тарифным ставкам в связи с вредными условиями труда, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР № 460, Секретариата ВЦСПС от 03.11.1986 г. № 26-60 (далее – Перечень);
  • Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2008–2010 годы2.

Особенности трудоустройства

Профпригодность

Лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти соответствующий профессиональный отбор и профессиональную подготовку (ст. 328 ТК РФ). В данном случае претенденту придется предоставить водительское удостоверение соответствующей категории. В настоящее время существуют следующие категории, подтверждающие наличие права на управление транспортными средствами (п. 4 Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений, утвержденных постановлением Правительства от 15.12.1999 г. № 1396, далее – Правила):

  • «А» – мотоциклами, мотороллерами и другими мототранспортными средствами;
  • «В» – автомобилями, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
  • «С» – автомобилями, за исключением относящихся к категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг;
  • «D» – автомобилями, предназначенными для перевозки пассажиров и имеющими более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;
  • категория «Е» – составами транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям «В», «С» или «D», которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят в одну из этих категорий или в эти категории.

Для управления сочлененным автобусом требуются разрешающие отметки в графах «D» и «Е» водительского удостоверения. Водители, имеющие категории «В», «С» или «D», могут управлять транспортными средствами также при наличии прицепа, масса которого не превышает 750 кг. Если же допустимый вес прицепа не больше массы снаряженного автомобиля, относящегося к категории «В» и все это не превышает 3 500 кг, то при управлении им достаточно водительского удостоверения с отметкой в графе «В». Водителям транспортных средств категорий «А» или «В» предоставляется право на управление мотоколясками (п. 6–9 Правил).

Отметим те категории лиц, которые к управлению транспортными средствами допускаются только после прохождения соответствующей стажировки (п. 3.1.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения):

  • впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы;
  • имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года;
  • назначаемые для работы на горных маршрутах;
  • переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров.

Кстати, квалификационные характеристики на водителей с 1 по 3 классы можно посмотреть в Квалификационном...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Налоги и взносы при использовании своего автомобиля работником с разъездным характером труда

В статье разбираем особенности уплаты налогов и страховых взносов при компенсации расходов, связанных с разъездным характером работы, когда сотрудник ездит на своем автомобиле (курьер, торговый представитель и т.д.). Какие налоги платить? Когда можно уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль организаций на расходы по выплатам таким работникам? Показываем, что выгоднее с точки зрения налогообложения: платить компенсацию работнику за использование его автомобиля или заключить с ним договоры аренды транспортного средства и платить арендные платежи. Узнаете также, как оптимизировать документооборот и какими подтверждающими документами нужно заручиться, чтобы у контролирующих органов не было претензий. Будете в курсе позиций ФНС и Минфина России, а также судов по спорным вопросам. В вашем распоряжении будет образец договора аренды легкового автомобиля с водителем.

Оформление снижения заработной платы

В прошлом номере мы рассказали о том, как можно уменьшить зарплату сотрудников и что необходимо при этом учитывать. Сейчас говорим об оформлении документов. Даем образцы, которые понадобятся, если решите уменьшить заработную плату по соглашению с работником или в одностороннем порядке – ​из-за изменения условий труда. С обоснованием, почему в отдельных ситуациях рекомендуем поступить определенным образом, а не иначе, в том числе со ссылками на практику судов и разъяснения Роструда. Узнаете, как это может быть связано с внесением изменений в локальные нормативные акты работодателя.

Обязательность индексации зарплаты: взгляд судов

Работодатель обязан утвердить порядок индексации заработной платы в локальном нормативном акте (или он должен быть прописан в коллективном договоре, заключаемом в рамках социального партнерства соглашении) и исполнять взятые на себя в рамках соответствующего документа обязательства. Будет ли работодатель в безопасности, если он так и не разработал и не утвердил нормы об индексации? Сможет ли работник, обратившись в суд, добиться взыскания с работодателя не выплаченной в связи с непроведением индексации зарплаты? Каков срок давности за это нарушение? Может ли сотрудник взыскать в судебном порядке сумму индексации заработной платы за все прошлые периоды? Ответим на эти и другие вопросы, опираясь на свежую судебную практику и тенденции ее дальнейшего развития. После прочтения статьи вам станет все понятно с индексацией. А если и останутся какие-то вопросы, можете задать их в редакцию журнала.

Можно ли использовать депремирование как наказание?

Лишение премии или снижение ее размера некоторые работодатели используют для наказания провинившегося или неугодного работника. Но можно ли по закону использовать депремирование как наказание? Допустимо ли устанавливать и уменьшать размер премии произвольно? И вправе ли работодатель лишить премии работника, привлеченного к дисциплинарной ответственности, либо это запрещено как двойное наказание? Как смотрят суды на вопросы депремирования? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя. А еще узнаете, какое революционное по сути постановление принял КС РФ в июне этого года, запретив работодателям снижать премиальные выплаты более чем на 20% от размера месячной зарплаты работника.

Первая зарплата для новичков: когда выдавать?

По правилам ТК РФ зарплата должна выплачиваться сотрудникам не реже чем каждые полмесяца. Конкретные сроки выдачи аванса (зарплаты за первую половину месяца) и расчет работодатель устанавливает самостоятельно. Однако в отношении только устроившихся в организацию сотрудников соблюдение общих сроков часто приводит к тому, что установленная законодательством периодичность не соблюдается. Мы подскажем правильное решение, а также предупредим о том, что грозит нарушителям.

Сдаем сведения о застрахованном лице в ФСС РФ по новой форме

ФСС РФ с этого года назначает пособия работающим в проактивном (беззаявительном) порядке. Были утверждены новые формы документов для их выплаты. Организации уже с 31.05.2022 отчитываются по данным формам. Больше всего вопросов у работодателей возникло по сведениям о застрахованном лице. Рассказываем, в каком случае подается такая отчетность и на что обратить внимание при ее представлении, а также приводим образцы заполнения нового документа в зависимости от разных ситуаций, которые встречаются на практике.

Шесть вопросов об отпуске без сохранения зарплаты

К нам в редакцию часто поступают вопросы от читателей по поводу оформления и предоставления отпусков «за свой счет». Например, такой: организация решила провести капитальный ремонт в здании офиса и отправить всех работников в отпуск без сохранения зарплаты на время ремонта. Как правильно это оформить? Или вот такой: в каких случаях работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработка, помимо перечисленных в статье 128 ТК РФ? Поскольку вопросов по теме накопилось немало, мы решили разделаться с ними одним махом и написали полноценную статью об отпуске без сохранения заработка. Она привлекательна тем, что описывает реальные проблемы, возникающие у ваших коллег на практике. Поэтому вполне возможно, что и вы найдете в ней свою ситуацию, над выходом из которой ломаете голову в данный момент.

Разный оклад по одной должности: судебная практика

На практике встречаются ситуации, когда работодатель устанавливает разные оклады по одинаковой должности (профессии): вводит «вилку» окладов в штатное расписание и (или) просто в индивидуальном порядке прописывает в трудовых договорах оклад каждому работнику. Законно ли это? Как суды в последнее время смотрят на практику установления различных окладов по одной и той же должности (профессии)? Ответим на эти и связанные с ними вопросы в статье.