С октября прошлого года заработную плату работодатель должен выплачивать не только не реже, чем каждые полмесяца, но и не позднее 15 дней со дня окончания расчетного периода. Поскольку премия является частью зарплаты, ее следует выплатить сотруднику в эти же сроки. Если мы говорим о ежемесячной премии, то проблем у компании не возникает, сложнее, когда речь идет о квартальной или ежегодной премии (например, за 1 квартал ее следует начислить до 15 апреля, а по итогам года – до 15 января). Но такое практически невозможно: вряд ли хоть одна компания может подвести итоги работы за продолжительный период, рассчитать и начислить премиальные всего за две недели (а с учетом новогодних праздников – и того меньше). Расскажем, как обезопасить себя и не нарушить закон.
3 июля 2016 г. был принят , внесший изменения в ТК РФ. Поправки, вступившие в силу 3 октября прошлого года, увеличили ответственность бизнеса за просрочку или невыплату зарплаты. Наиболее острым является вопрос о сроках выплаты премии. Разберемся подробнее.
Новые правила
Напомним, что в соответствии со ст. 136 ТК РФ зарплату необходимо выплачивать не реже, чем каждые полмесяца. Изменения установили предельный срок выплаты - не позднее 15 дней со дня окончания расчетного периода.
Скажем, за сентябрь работник должен получить зарплату не позднее 15 октября. Казалось бы, работодателям даже стало немного легче, ведь конкретные дни выплат можно указать только в одном из документов - правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР), коллективном или трудовом договоре. Ранее указывать дни надо было одновременно во всех трех документах.
Мнение эксперта
Светлана Ларина, юрист, эксперт журнала
Как только изменения в ст. 136 ТК РФ появились, некоторые эксперты высказывали мнение, что работодателю во избежание рисков надо указывать конкретные даты в двух документах: ПВТР и коллективном или трудовом договоре. Однако позже Минтруд России в письме от 23.09.2016 № 14-1/ООГ-8532 пояснил, что документы, которыми могут устанавливаться дни выплаты заработной платы, в ст. 136 ТК РФ перечисляются через запятую, то есть законодателем подчеркивается равнозначность данных документов, в любом из которых может быть решен вопрос о днях выплаты заработной платы. Таким образом, дни выплаты заработной платы должны быть указаны хотя бы в одном из них.
Кстати, обратите внимание на важную деталь: указывать в документе надо конкретные дни, а не периоды «до такого-то числа». Так, если в компании зарплата выплачивается, например, 7 и 22 числа, именно эти цифры и надо писать. Выходных и нерабочих праздничных дней бояться не стоит: в этом случае на основании ст. 136 ТК РФ выплата производится в предыдущий рабочий день.
Проблема с премиями
Но проблема «15-го числа» оказалась в другом, а именно - в премиях. Премия - это в любом случае доход работника, она является частью зарплаты. Это значит, что работодатель обязан ее выплатить сотруднику не позднее 15-го числа следующего месяца.
Например, премию по итогам первого квартала надо начислить до 15 апреля, а по итогам календарного года - до 15 января. Но такое практически невозможно: вряд ли хоть одна компания может подвести итоги работы за продолжительный период, рассчитать и начислить премиальные всего за две недели.
Что будет за нарушение сроков
Между тем «промедление» грозит серьезными рисками. При задержке придется доплачивать за «просроченный» период из расчета 1/150 учетной ставки ЦБ РФ. Причем выплачивать по-прежнему надо независимо от того, виновен или нет работодатель в несвоевременном перечислении. Более того, проверка может прийти к работодателю по обращению каждого сотрудника, не получившего расчет вовремя, а значит, размеры штрафов будут суммироваться.
Задержали зарплату 10 работникам, умножайте санкции на десять. Первое нарушение грозит компании штрафом до 50 000 рублей, как и ранее, а повторно - максимальный размер - 100 000 рублей (ч. 6 и 7 ст. 5.27 КоАП РФ).
Не забываем, что ответственность фигурирует и в Уголовном кодексе РФ: невыплаченная зарплата за два месяца, в соответствии со ст. 145.1 УК РФ, грозит лишением свободы на срок до 5 лет.
Минтруд предлагает
Да, премия может быть признана поощрительной выплатой без требования соблюдать 15 дней, но риск вышеуказанных последствий никуда не уходит. Этот нюанс сегодня нигде четко не отражен в трудовом законодательстве: бизнес действует на свой страх и риск, прислушиваясь к заявлениям государственных органов.
Минтруд РФ попытался успокоить работодателей и подготовил за прошедшее время сразу несколько разъяснительных писем: от 23.08.2016 № 14-1/В-800, от 21.09.2016 № 14-1/В-911 и от 14.02.2017 № 14-1/ОГ-1293. Суть их в том, что ограничения в 15 дней относятся к выплатам, которые проводятся не реже чем два раза в месяц, и что опасения можно снять, указав даты начисления премий в локальных нормативных актах. Параллельно с этим были и попытки внести законодательные изменения. Так, начальник отдела трудовых отношений Минтруда РФ Диана Конькова неофициально, выступая на конференциях, отмечала, что министерство готовило поправки в закон о том, что 15 дней будут касаться только зарплаты. Однако они не были одобрены, и будет ли такое уточнение в итоге - неизвестно.
Госинспекция труда против
Безусловно, такие письма успокаивают бизнес, но… они не являются нормативными правовыми актами, а лишь мнением конкретного человека. И фраза об этом присутствует даже в самих письмах ведомства. Поэтому в реальность нас возвращает государственная инспекция труда, чья позиция проста и основана только на прямой трактовке закона. Например, также в неофициальных разъяснениях, главный государственный инспектор ГИТ Московской области Ольга Исаева еще раз отметила, что разъяснения Минтруда России не являются законодательным актом и премию надо выплачивать в течение 15 дней по окончании соответствующего периода. Именно это надо указывать в локальных нормативных актах, а опоздание однозначно будет нарушением, резюмировала она.
Что делать?
Судебная практика по этому вопросу еще только формируется, но именно ГИТ приходит в компании с проверками, фиксируя нарушения. И позиция этого ведомства, понятна и проста.
В любом случае, чтобы минимизировать возможные споры, как с сотрудниками, так и с инспекторами, надо вносить корректировки в положение о премировании. Некоторые рекомендуют уточнять, в каком именно периоде начисляется и выдается премия, прописывая отдельно ситуации для квартальных, годовых и т.п. поощрений. Но достаточно ли этого будет?
На данном этапе рекомендуем уходить в положении от конкретных сроков выплаты подобных премий (годовых или квартальных, а не тех, что выплачиваются ежемесячно). Да, это приводит к потере «прозрачности» в трудовых отношениях между компанией и сотрудником, но размытые формулировки, как ни странно, дают больше шансов для работодателей в случае споров. Кто-то указывает причинами выплат «супердостижения», «прекрасное поведение» или «выполнение поставленного плана», некоторые переходят к кодовым обозначениям. Увы, пока законодательно этот вопрос не решен, бизнесу придется «лавировать» и приспосабливаться.