Претендент со стороны на высокий пост в компании – это необычный соискатель. Поэтому проводить собеседование с ним должен равный ему по статусу руководитель. Только трудность заключается в том, что не всегда такой начальник имеет достаточно времени. Что делать в ситуации, когда первоначальным звеном в подборе топ-менеджера является рядовой сотрудник HR-отдела?
Вы – сотрудник HR-отдела. Вашей компании требуется ключевой работник – топ-менеджер. Вы уже подобрали несколько подходящих резюме или напрямую вышли на интересующего вас кандидата с предложением о работе. Первый этап отбора пройден. Следующая ваша задача – подготовка и проведение собеседования с учетом того, что соискатель является опытным руководителем, а у вас подчиненная должность. Какие нюансы надо учесть, чтобы выбрать наиболее достойного кандидата?
Как правило, всякое «серьезное» дело начинается с тщательной подготовки. В нашем случае это проведение собеседования с кандидатом на должность топ-менеджера. Нельзя обойтись без данного этапа. Поэтому объяснение, как проводить подобное собеседование, начнем с нюансов подготовки к нему.
Этап 1. Подготовка к проведению собеседования
Обычно на этом этапе происходит анализ резюме и сбор необходимых рекомендаций из внешних источников, а также разработка плана собеседования, составление перечня вопросов, которые будут задаваться соискателю, уточнение критериев оценки его ответов.
Анализ резюме
В резюме обратите внимание на отрасль, где ранее работал или в настоящее время работает кандидат. Оцените, насколько компании будет полезен этот опыт или, наоборот, станет ли соискателю интересно ваше предложение. Например, сложно представить, что кандидат, долгое время проработавший в нефтегазовом секторе, станет трудоустраиваться топ-менеджером на предприятие сельскохозяйственной направленности. Очевидно, что верно и обратное.
Просчитайте стаж управленческой работы на топовых позициях, а также количество лет работы на одном месте. Для чего это необходимо? Во-первых, это свидетельство большого опыта и знаний в сфере менеджмента предприятия. Во-вторых, косвенно говорит о том, насколько эффективен был кандидат на своем месте. Если его опыт состоит из постоянных переходов из одной компании в другую, вряд ли в таком случае можно говорить об успешности соискателя.
Особое внимание следует уделить опыту работы и достижениям, т.е. какие направления курировал, за какие вопросы отвечал, проводил ли реорганизацию предприятия, как изменял стратегию компании и многое другое, что может свидетельствовать о компетенциях руководителя организации. Достижения – это те результаты работы, которых добился кандидат. Скажем, организация деятельности компании «с нуля» в определенном сегменте бизнеса, организация процедуры слияния компаний и т.п.
Приведем пример выдержек из резюме соискателя на должность топ-менеджера (речь идет как о позиции генерального директора, так и директора определенного направления, допустим, директора по маркетингу, финансового директора и т.п.).
Цель – должность генерального директора.
Опыт работы:
2001–2011 гг. – генеральный директор ООО «Сол****» (производство парфюмерии и косметики). Должностные обязанности:
- организация бизнеса компании «с нуля»,
- привлечение финансовых ресурсов извне,
- налоговое планирование,
- разработка продуктовой линейки, идеи упаковки,
- поиск площадки, закупка оборудования, монтаж,
- подбор, обучение и расстановка персонала,
- организация сбытовой деятельности, поставка в розничные сети.
1999–2001 гг. – исполнительный директор ООО «КФ «Мен****»» (производство кондитерских изделий). Должностные обязанности:
- подготовка бизнес-плана, участие в привлечении финансовых ресурсов,
- запуск производственного предприятия,
- проведение переговоров и заключение контрактов на поставку оборудования,
- поиск поставщиков сырья,
- подбор персонала.
Ключевые навыки и достижения:
- опыт управления производственными и торговыми компаниями около 12 лет,
- работа на должности исполнительного директора, генерального директора,
- опыт по реструктуризации, антикризисному управлению, организации производства и торговли «с нуля»,
- опыт открытия филиалов и обособленных подразделений,
- управление блоками «маркетинг и продажи», «производство», «логистика», «экономика и финансы», «персонал».