Требуя найти кандидата, руководитель порой не знает, чего хочет, и потому при подборе персонала руководствуется нерациональными мотивами. Довольно часто это результат импульсивного, эмоционального выбора. Как закономерности восприятия людьми друг друга влияют на ход собеседования и его итог? Что делать со стереотипами менеджеру по персоналу? Может ли он как-то нивелировать их воздействие на работодателя?
Цена ошибки в подборе персонала может быть довольно высокой, вплоть до экономического ущерба компании. Чтобы процесс оценки был действительно объективным, нужно знать основные законы восприятия информации и типичные стереотипы, возникающие при общении с кандидатами: эффект ореола, эффект новизны и т.д.
Как известно, заказчиком услуг рекрутера чаще всего является руководитель того или иного подразделения, за ним же всегда остается последнее слово – брать или не брать на работу того или иного кандидата. В некоторых случаях менеджер по персоналу, конечно, принимает решения самостоятельно, например, когда речь идет о должностях и профессиях регламентированных, понятных и когда требования к кандидатам ясны и самому hr-специалисту, и кандидату, и будущему начальнику. Это, как правило, такие вакансии, как продавец, водитель и т.д. Но основным звеном в цепочке отбора является непосредственный руководитель подразделения, который берет на работу.
Однако сам руководитель принимает решения, далеко не всегда руководствуясь рациональными мотивами. Иногда он даже сам себе не может объяснить, почему он предпочел того или иного кандидата. Причем это касается как собеседований, так и анализа резюме. Довольно часто это результат импульсивного, эмоционального выбора.
Василий С., заместитель руководителя департамента информационных технологий крупной компании, искал сотрудника на должность программиста. От hr-департамента к нему поступило два десятка резюме, среди которых два привлекли внимание. Одно резюме было девушки, имеющей очень большой опыт работы, а другое юноши, тоже профессионала, но имевшего меньший опыт работы.
Василий в это время испытывал трудности личного плана: от него ушла жена, поэтому он переживал временный приступ женоненавистничества. Он просмотрел резюме еще раз и выбрал молодого человека, подумав про девушку: «Вдруг какой-нибудь стервой окажется…». Менеджеру по персоналу Василий, конечно, не стал объяснять причины своего выбора, он и сам их с трудом осознавал, сказал только, что на эту должность лучше брать мужчину, потому что там «нужна физическая сила».
Менеджеры по персоналу знают, что самое трудное в работе с заказчиком-руководителем – это «вытащить» из него информацию о том, какими качествами должен обладать кандидат. А очень часто эти требования рождаются прямо в процессе подбора.
Директор небольшой торговой фирмы решил принять на работу личного помощника. Сначала ему хотелось, чтобы это была «симпатичная смышленая девчонка», умеющая мило улыбаться клиентам и быстро набирать на компьютере текст. Затем, просмотрев кучу резюме и проведя пару собеседований, он понял, что нужно брать на работу опытного секретаря с хорошей стрессоустойчивостью и прекрасным знанием делопроизводства. А через некоторое время его вдруг «осенило», что личным помощником должен быть мужчина с автомобилем и отличными навыками вождения (это случилось после того, как директору срочно нужно было доставить документы на другой конец города, а никого, способного выполнить эту миссию, «под рукой» не нашлось).
Сейчас существует масса тренингов и учебных пособий, которые учат рекрутера, как нужно проводить собеседования. В них описаны самые разные методы, начиная от...