Принимая на работу несовершеннолетнего работника, работодатель берет на себя целый ряд обязательств, установленных в законе. Это и особые условия труда; и сокращенная продолжительность рабочего времени; и дополнительные документы, включая разрешения, справки, которые следует запросить с сотрудника при трудоустройстве; и запрет на установление испытательного срока, а также много других. Изучим запреты, ограничения и дополнительные гарантии, о которых должна знать любая компания, трудоустраивающая работника, не достигшего 18 лет.

Действующее законодательство защищает детей и подростков в отношении использования их труда. ТК РФ устанавливает целый ряд дополнительных гарантий несовершеннолетним работникам. И рад бы работодатель «не связываться» с ними, а не может: в большинстве регионов установлены квоты для работников, не достигших 18-летнего возраста. Рассмотрим запреты, ограничения и льготы, о которых должна знать организация, трудоустраивающая несовершеннолетнего.

Международным пактом от 16.12.1966 «Об экономических, социальных и культурных правах» определено, что государства должны установить возрастные пределы, ниже которых пользование платным детским трудом запрещается и карается законом. Применение труда детей и подростков во вредных для их нравственности и здоровья или опасных для жизни условиях должно быть наказуемо по закону (п. 3 ст. 10 Международного пакта).

В Российской Федерации приняты различные нормативные документы, защищающие права несовершеннолетних. В целом государственная политика в нашей стране направлена на защиту прав несовершеннолетних и оказание содействия занятости лицам, испытывающим трудности в поиске работы: несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет, гражданам в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые.

Для социальной защиты несовершеннолетних предусмотрено квотирование рабочих мест (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»).

Мнение эксперта

Квотированием рабочих мест занимаются органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 7.1-1 Закона от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Например, в Республике Бурятия квотирование рабочих мест осуществляется в соответствии с Законом Республики Бурятия от 10.06.2003 № 327-III «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан» (далее – Закон № 327-III) и постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.10.2003 № 308 «О порядке квотирования рабочих мест для несовершеннолетних граждан в организациях, расположенных на территории Республики Бурятия» (далее – Постановление № 308).

Организации, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет свыше 15 человек, обязаны выделить рабочие места для трудоустройства несовершеннолетних граждан (п. 1 ст. 2 Закона № 327-III). Однако не всех, а лишь льготных категорий. К ним относятся выпускники детских домов; дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей или их законных представителей; несовершеннолетние, освобожденные из воспитательных колоний или окончившие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; дети из семей, в которых оба родителя признаны в установленном порядке безработными; дети из малообеспеченных и (или) многодетных семей; дети одинокой матери (отца); дети из семьи, потерявшей кормильца; дети беженцев и вынужденных переселенцев; несовершеннолетние, состоящие на учете в органах внутренних дел (п. 1.2 Постановления № 308).

Квота для трудоустройства подростков устанавливается в размере до трех процентов от среднесписочной численности работников организации, но не менее одного рабочего места.

Создание квотируемых рабочих мест осуществляется по согласованию с работодателями, уполномоченным государственным органом, органами местного самоуправления в Республике Бурятия на основании договоров, заключаемых между ними в порядке, устанавливаемом Правительством Республики. Причем работодатель информируется об установлении квот не позднее трех месяцев до начала их введения. Работодатель может трудоустраивать в счет установленных квот несовершеннолетних как самостоятельно, так и по направлению центров занятости населения.

Если в организации уже работает несовершеннолетний гражданин, относящийся к льготной категории, то он учитывается при определении количества квотируемых мест. Сведения о выполнении квот по трудоустройству работодатель направляет в уполномоченный орган и центр занятости по месту расположения организации. В некоторых случаях квота может быть отменена или уменьшен ее размер. Условия невозможности выполнения квоты или уменьшения ее размера указаны в п. 2.14 Постановления № 308. Это, например, процедура санации, банкротства организаций; ликвидация компании; аннулирование лицензии; приостановление деятельности всей организации более чем на один месяц вследствие пожара, стихийного бедствия, а также по предписаниям органов государственного надзора и контроля и иные.

Работодателю следует обратиться в уполномоченный орган с ходатайством об уменьшении размера установленной квоты либо об отмене или приостановлении действия квоты с приложением копий документов, подтверждающих перечисленные условия. Последний примет решение в течение 10 дней.

Кстати, организации, выполняющие все условия соглашения с центрами занятости (гарантированное обязательство по трудоустройству молодежи на срок не менее года, а также выполнение квот по предшествующему году), получают субсидии на частичную компенсацию затрат по квотированию рабочих мест (в том числе на расходы на заработную плату в объеме не ниже минимальной) из средств республиканского бюджета.

Законодательство устанавливает довольно много запретов и ограничений в отношении работы несовершеннолетних лиц. Например, одним из ограничений при приеме на работу является возраст гражданина. В общем случае трудовой договор допускается заключать с лицами, достигшими 16 лет (ч. 1 ст. 63 ТК РФ), однако при соблюдении определенных правил можно принять на работу и более молодых работников.

Другим ограничением являются условия труда, оказывающие воздействие на здоровье и жизнь работника (ст. 265 ТК РФ). С 01.01.2010 введены в действие Санитарно-эпидемиологические требования к безопасности условий труда работников, не достигших 18-летнего возраста (СанПиН 2.4.6.2553-09), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 № 58. Они являются обязательными для всех юридических и физических лиц, использующих труд подростков и организующих их обучение независимо от вида экономической деятельности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности (п. 1.3 СанПиН 2.4.6.2553-09).

В частности, до достижения 18 лет запрещено принимать подростков на работы:

  1. С вредными и (или) опасными условиями труда.
  2. На подземные работы.
  3. На работы, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию. Это:
    • игорный бизнес1;
    • работа в ночных кабаре и клубах;
    • производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами2.

Кроме того, лица, не достигшие 18 лет, не могут быть приняты:

  • на гражданскую службу3;
  • спасателями в профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования4;
  • в ведомственную охрану5;
  • на работу с наркотическими средствами и психотропными веществами, работу, связанную с оборотом прекурсоров6;
  • на иную работу, запрет на которую установлен внутренними должностными инструкциями, инструкциями по охране труда. Например, выступать на арене цирка при полетах в воздухе с отрывом могут подростки с 16 лет, работать в воздухе без отрыва – с 14 лет (п. 4 ст. II постановления Народного Комиссариата Труда СССР от 05.07.1929 № 215 «Правила об охране труда работников цирка»).

Гигиенические требования к условиям труда и организации рабочего места лиц, не достигших 18-летнего возраста, указаны в п. 4 СанПиН 2.4.6.2553-09.

Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать

В некоторых случаях при принятии решения работодатель должен учитывать мнение соответствующего профсоюзного органа или иного представителя работников. В небольших и средних компаниях первичные профсоюзные организации практически не встречаются. Однако и у них могут выявиться работники – члены профсоюза. От создания иных (не профсоюзных) представительных органов или просто избрания единоличного представителя работников сейчас никто из работодателей тоже не застрахован. Как в таких ситуациях действовать кадровику? Какие риски, связанные с профсоюзными членами в рабочем коллективе, грозят работодателям? Как быть, если в компании нет первичной профсоюзной организации, но нужно сократить или привлечь к дисциплинарной ответственности члена профсоюза? А если в компании создан совет работников и он хочет заключить коллективный договор?

Принимаем меры к недисциплинированным работникам

Какие меры на практике действительно помогают навести порядок в коллективе, не создав повод для трудовых споров. Как подготовиться к потенциальному конфликту, если его не избежать, аудит какой документации обязательно провести хотя бы своими силами, что успеть подправить до обострения ситуации. И как корректно дать понять нерадивому сотруднику, что он теперь на карандаше и либо он исправляет свое поведение, либо работодатель будет вынужден организовать тотальный контроль всей его работы (что само по себе мало кому приятно), по результатам которого будет принято решение (в строгом соответствии с действующим законодательством, конечно). Предлагаем подборку судебной практики, на которую стоит ориентироваться в спорных вопросах.

Временно переводим сотрудника на другую работу или «дистант»

В условиях кадрового дефицита все чаще возникает вопрос, что делать работодателю, если сотрудник, на которого возложено множество функций, работающий в режиме многозадачности, уйдет в отпуск или заболеет? Кто его заменит из имеющегося персонала? Как оформить такую замену, чтобы не нарушить нормы действующего законодательства? А как быть, если никто не согласится заменить отсутствующего работника? Можно ли привлечь замещающего, несмотря на отсутствие согласия? Когда временный перевод обязателен для работодателя?Приводим ответы на эти и другие вопросы, связанные с временными переводами сотрудников. В вашем распоряжении будут образцы документов: для замещения временно отсутствующего работника (согласие замещающего сотрудника на временный перевод на другую работу у того же работодателя, дополнительное соглашение к трудовому договору и приказ о таком переводе по форме работодателя, уведомление работнику об окончании временного перевода, заполнение раздела X личной карточки работника по госкомстатовской унифицированной форме № Т-2); для ситуации, когда временный перевод становится постоянным (внесение записи в бумажную трудовую книжку и заполнение подраздела 1.1 ЕФС-1); для временного перевода без согласия работника (уведомление работника о таком переводе и приказ по госкомстатовской унифицированной форме № Т-5).

Как правильно рассчитать норму рабочих часов при суммированном учете

На конкретных примерах показываем, как посчитать норму рабочих часов сотруднику на полставки, при установлении работнику неполного рабочего времени, индивидуально, как скорректировать норму рабочих часов в случае предоставления работнику дополнительного оплачиваемого отпуска. Объясняем с учетом позиций Роструда, Минтруда России и судов, почему на практике есть 2 варианта для уменьшения нормы часов в учетном периоде, если работник отсутствовал на работе в соответствии с законодательством, какой вариант в какой ситуации предпочтительнее. Даем образец приказа об утверждении нормы часов для разных категорий работников.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.