От споров с работниками не застрахован ни один работодатель, даже тот, который полностью соблюдает трудовое законодательство. Помимо наиболее популярного традиционного судебного порядка разрешения споров закон предусматривает возможность обращения в комиссии по трудовым спорам и проведение забастовок, которые за последние полгода стали происходить все чаще. Читайте о том, как отстоять свои интересы.
Для успешной работы компаниям во избежание конфликтов очень важно грамотно выстраивать отношения со своим персоналом. Никто не застрахован от неожиданностей и спадов в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Поэтому нельзя исключать возможность ущемления прав работников задержкой выплаты заработной платы, переносом отпусков, снижением объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работодателем дополнительно к тем, что установлены законом. Однако в подобных случаях работодатель должен быть открыт к диалогу с сотрудниками, чтобы все возникающие противоречия снимать путем переговоров. Если это ему не удается и персонал намерен перейти к активной стадии разрешения спора, работодатель должен знать, как себя защитить.
Действующее трудовое законодательство основывается на принципах уважения прав и свобод всех сторон трудовых отношений, необходимости соблюдения баланса интересов работодателей и работников, а также государства в сфере труда. Поэтому оно ориентирует на разрешение конфликтов к обоюдной выгоде сторон, предоставляя большой арсенал подручных средств.
Помимо наиболее популярного традиционного судебного порядка разрешения споров закон предусматривает возможность обращения в комиссии по трудовым спорам, проведения забастовок и т.д. Работодатели должны знать наиболее часто используемые способы, чтобы в случае необходимости суметь отстоять свои интересы.
Комиссия по трудовым спорам
За разрешением трудового спора работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам (КТС). Это орган, который образовывается из числа представителей работников и работодателей. Работодатель назначает своих представителей приказом, а работники выбирают их на конференции (собрании) или делегируют представителей через свой представительный орган. КТС могут быть также образованы в структурных подразделениях компании.
В ней выбираются председатель, заместитель и секретарь. Причем КТС должна иметь собственную печать, а материально-техническое обеспечение ее деятельности осуществляется за счет средств компании (ст. 384 ТК РФ). КТС рассматривает только индивидуальные трудовые споры, например, о взыскании задолженности по зарплате, отмене дисциплинарного взыскания и пр. (ст. 385 ТК РФ).
КТС вправе заниматься разрешением индивидуальных трудовых споров за исключением тех, что прямо отнесены к компетенции судов, а именно (ст. 391 ТК РФ):
- по иску работника о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
- по иску работодателя о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю;
- по иску об отказе в приеме на работу;
- по иску лица, работающего по трудовому договору у работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, и работника религиозной организации;
- по иску лица, считающего, что оно подверглось дискриминации.
Работник вправе обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал о нарушении своих прав. В случае пропуска срока по уважительной причине (например, болезнь, подтвержденная медицинскими документами) он может быть восстановлен (ст. 386 ТК РФ).
Разрешение индивидуальных трудовых споров через КТС выгодно работодателю, в том числе из-за оперативности принятия решений. В судах с учетом большой загрузки срок разрешения спора может существенно затянуться, в то время как комиссия может быстро его рассмотреть, поскольку дел у нее существенно меньше, чем у судов. В КТС вообще помимо разрешения конкретного дела, поступившего ей на рассмотрение, больше ничего может и не быть в производстве.
Однако практика показывает, что рассмотрение дел комиссиями рассчитано именно на защиту интересов работодателей. Поэтому работникам чаще всего невыгодно в них обращаться. Единственное исключение – если в компании действует сильная первичная профсоюзная организация, являющаяся ячейкой крупного профсоюза, которая отстаивает интересы работников.
Помимо этого, участвуя в комиссии, работодатель экономит на расходах: при выезде в суд он оплачивает проезд своих специалистов, в необходимых случаях также командировочные расходы и пр. Поскольку КТС располагается на территории работодателя, спор разрешается оперативно и без лишних трат. Объективность разрешения конфликта обеспечивается участием в работе КТС представителей как работодателей, так и работников.
Озвученные преимущества нивелируются следующим недостатком: работник по закону не обязан обращаться в комиссию за рассмотрением спора. Он сам, по своему усмотрению, выбирает, куда ему идти – в КТС или сразу в суд (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).
Отметим также, что нормы ТК РФ о разрешении споров КТС в основном упоминают о правах работника (на обжалование, на перенесение рассмотрения в суд и т.д.). И неудивительно, учитывая, что в большинстве случаев инициаторами споров выступают именно работники. У работодателей такой необходимости нет, поскольку многие вопросы они решают, пользуясь своей хозяйской властью (например, не выплачивают те или иные суммы сотрудникам).
Работник может подать заявление в комиссию, которое обязательно регистрируется секретарем. КТС разрешает спор в течение 10 дней с момента поступления к ней заявления работника. Если спор в данный срок не рассмотрен, то работник вправе перенести его рассмотрение в суд (ст. 390 ТК РФ).
Работодателю следует контролировать выполнение КТС своих обязанностей по приему и своевременному рассмотрению поданных работниками заявлений, поскольку при уклонении КТС от их рассмотрения работники смогут обратиться в суд, взыскав с работодателя компенсацию морального вреда именно за это нарушение (определение Свердловского областного суда от 25.07.2013 по делу № 33-8769/2013).
Отметим, что если работник обратился за разрешением спора в комиссию, он до рассмотрения дела не сможет пойти в суд. Исключение составляет случай, когда КТС с момента получения заявления работника не рассмотрела его в течение десяти дней. Только тогда сотрудник сможет перенести рассмотрение спора в суд. В ином случае спор рассматривается КТС. Соответственно, если работник подал иск в суд, несмотря на то, что заявление с аналогичными требованиями находится в производстве...