Top.Mail.Ru

Составляем Положение о комиссии по трудовым спорам

В статье рассказано, когда и при каких условиях следует разработать Положение о комиссии по трудовым спорам и что в нем нужно предусмотреть. Представлены образцы документов, в частности, Положение и приказ о его утверждении.

Рассмотрим ситуацию разработки положения о комиссии по трудовым спорам, которая в соответствии со ст. 381–382 ТК РФ создается в организации как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Положение о комиссии по трудовым спорам1 следует включать в систему локальных нормативных актов организации и прежде всего – отражать в нем установленные ТК РФ правовые нормы.

Начнем, пожалуй, с того, что положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений. Положения являются организационными документами, относятся к системе организационно-распорядительной документации (ОКУД, класс 020000) и входят в систему локальных нормативных актов, которые организация издает в рамках оперативного самоуправления.

В качестве организационных документов в компании могут издаваться положения трех категорий:

  • об органах управления и должностных лицах/должностные положения (положение о совете директоров, положение о правлении, положение о должности генерального директора, положение о должности корпоративного секретаря);
  • регламентирующие организационные основы основных направлений деятельности организации (положение о системе внутреннего контроля, положение о системе делегирования полномочий, положение о трансляции корпоративной информации акционерам и другим заинтересованным лицам);
  • о структурных подразделениях (положение о службе внутреннего контроля, положение об управлении делами, положение о службе корпоративного секретаря).

Положения об органах, которые образуются в организациях в рамках социального партнерства работодателей и работников, не могут быть в полной мере отнесены ни к одной из перечисленных категорий и вызывают наибольшие трудности в составлении и оформлении. Обратимся как раз к такому документу – положению о комиссии по трудовым спорам.

Разберемся в актах

В процессе регулирования трудовых отношений в организации с целью конкретизации требований действующего трудового законодательства и подзаконных актов, регламентации процессов организации и управления трудом, его условиями и в рамках реализации политики управления персоналом работодатель издает:

  • акты, принимаемые единолично исполнительным органом (генеральным директором) в пределах полномочий, предоставленных ему уставом организации/положением о ней (структура и штатная численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы и распоряжения, являющиеся правовыми актами);
  • акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников, причем в некоторых случаях ТК РФ устанавливает, что представлять интересы работников может только выборный орган первичной профсоюзной организации (например, ст. 105 ТК РФ), а в отдельных ситуациях такое обязательное требование отсутствует. К актам данной группы относятся положения об аттестации работников, системе мотивации, об оплате труда, премировании и других стимулирующих выплатах работникам организации, а также положение о системе нормирования труда, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, графики сменности и правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, оформляются как приложения к коллективному договору. Локальный нормативный акт данной группы может быть подписан/утвержден или в редакции, устраивающей обе стороны, или в редакции, подготовленной работодателем, даже если представительный орган работников не согласен с проектом;
  • акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, установленным коллективным договором (если коллективный договор подписан и содержит подобные правила). С учетом согласия представительного органа работников утверждаются положения о персонале, об участии работников в управлении организацией, о комиссии по трудовым спорам и т.п., организационные документы, которые не могут быть подписаны/утверждены при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как оформить резолюцию

На каких документах должна быть оформлена резолюция руководителя? Какие обязательные элементы в нее нужно включить и какими необязательными, но полезными можно дополнить? На каком этапе она проставляется? Как это делается на бумаге и в электронном виде? Автор делится опытом своей организации. Приводит примеры оформления резолюции и формулировок ЛНА, в которых описан процесс согласования документов.

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Документы-основания в приказе

Выясняем, как оформлять в приказе документы-основания. Рассматриваем два варианта: когда приказ издан во исполнение другого документа (нормативного правового акта, ЛНА и пр.), а также когда документы-основания подтверждают обоснованность принятых в приказе решений. Показываем, как это делается в уже необязательных унифицированных формах приказов по личному составу, а также в приказах, составленных в свободной форме.

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.