Top.Mail.Ru

Составляем Положение о комиссии по трудовым спорам

В статье рассказано, когда и при каких условиях следует разработать Положение о комиссии по трудовым спорам и что в нем нужно предусмотреть. Представлены образцы документов, в частности, Положение и приказ о его утверждении.

Рассмотрим ситуацию разработки положения о комиссии по трудовым спорам, которая в соответствии со ст. 381–382 ТК РФ создается в организации как орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Положение о комиссии по трудовым спорам1 следует включать в систему локальных нормативных актов организации и прежде всего – отражать в нем установленные ТК РФ правовые нормы.

Начнем, пожалуй, с того, что положение – правовой акт, определяющий порядок образования, права, обязанности и организацию работы компании, ее органов управления и структурных подразделений. Положения являются организационными документами, относятся к системе организационно-распорядительной документации (ОКУД, класс 020000) и входят в систему локальных нормативных актов, которые организация издает в рамках оперативного самоуправления.

В качестве организационных документов в компании могут издаваться положения трех категорий:

  • об органах управления и должностных лицах/должностные положения (положение о совете директоров, положение о правлении, положение о должности генерального директора, положение о должности корпоративного секретаря);
  • регламентирующие организационные основы основных направлений деятельности организации (положение о системе внутреннего контроля, положение о системе делегирования полномочий, положение о трансляции корпоративной информации акционерам и другим заинтересованным лицам);
  • о структурных подразделениях (положение о службе внутреннего контроля, положение об управлении делами, положение о службе корпоративного секретаря).

Положения об органах, которые образуются в организациях в рамках социального партнерства работодателей и работников, не могут быть в полной мере отнесены ни к одной из перечисленных категорий и вызывают наибольшие трудности в составлении и оформлении. Обратимся как раз к такому документу – положению о комиссии по трудовым спорам.

Разберемся в актах

В процессе регулирования трудовых отношений в организации с целью конкретизации требований действующего трудового законодательства и подзаконных актов, регламентации процессов организации и управления трудом, его условиями и в рамках реализации политики управления персоналом работодатель издает:

  • акты, принимаемые единолично исполнительным органом (генеральным директором) в пределах полномочий, предоставленных ему уставом организации/положением о ней (структура и штатная численность, штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции, приказы и распоряжения, являющиеся правовыми актами);
  • акты, принимаемые с учетом мнения представительного органа работников, причем в некоторых случаях ТК РФ устанавливает, что представлять интересы работников может только выборный орган первичной профсоюзной организации (например, ст. 105 ТК РФ), а в отдельных ситуациях такое обязательное требование отсутствует. К актам данной группы относятся положения об аттестации работников, системе мотивации, об оплате труда, премировании и других стимулирующих выплатах работникам организации, а также положение о системе нормирования труда, перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем, графики сменности и правила внутреннего трудового распорядка, которые, как правило, оформляются как приложения к коллективному договору. Локальный нормативный акт данной группы может быть подписан/утвержден или в редакции, устраивающей обе стороны, или в редакции, подготовленной работодателем, даже если представительный орган работников не согласен с проектом;
  • акты, принимаемые работодателем по согласованию с представительным органом работников по правилам, установленным коллективным договором (если коллективный договор подписан и содержит подобные правила). С учетом согласия представительного органа работников утверждаются положения о персонале, об участии работников в управлении организацией, о комиссии по трудовым спорам и т.п., организационные документы, которые не могут быть подписаны/утверждены при отказе представительного органа работников дать согласие на принятие соответствующего...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как знакомить работников с кадровыми приказами

Одна из будничных обязанностей кадровика – ​ознакомление работников с кадровыми документами. В частности, с приказами. Особенно доставляет хлопот, когда работника нет здесь и сейчас или он отказывается даже смотреть в сторону приказа. Ситуация осложняется тем, что в ТК РФ упоминаются только некоторые виды приказов (и распоряжений). А правила доведения их до сведения работника предусмотрены и вовсе в двух случаях. Как быть кадровику? Когда и при каких условиях можно оставить документ без ознакомительной подписи? Возможно ли вовсе отказаться от ознакомления работников с некоторыми видами приказов? Читайте, как правильно знакомить работников с приказами на бумаге и когда этим можно пренебречь. Пользуйтесь выверенными образцами записей на различных приказах об обстоятельствах невозможности ознакомить с документами работников под подпись, а также акта об отказе об ознакомлении.

Заполняем раздел об отпуске в личной карточке работника

Практики не рекомендуют отказываться от личных карточек работников, тем более что их теперь можно вести в электронном виде. В этих документах собрано много важных сведений о работниках, с их помощью удобно отслеживать некоторые изменения, например, касательно учета предоставленных отпусков. Рассматриваем подробно и с образцами заполнения личной карточки по госкомстатовской унифицированной форме № Т-2, как вносить записи в раздел VIII «Отпуск» в различных ситуациях, изменять или исправлять их.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Когда документ не обязателен, но полезен

Кадровый документооборот идет в сторону упрощения. Если раньше требовалось как можно больше различных документов, то теперь их число сокращается, в частности речь идет о приказе о приеме на работу, ведении личной карточки работника, заполнении служебного задания в случае командировки и пр. Выясняем, когда лучше оставить эти документы в своем кадровом делопроизводстве, а когда от них можно отказаться.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.