Организация в январе 2015 г. приняла на работу по трудовому договору временно пребывающего иностранного гражданина Узбекистана, у которого в ФМС России в 2014 г. оформлен патент. Правомерны ли действия работодателя?
В организации данный иностранец на основании патента, выданного до 01.01.2015, работать не имеет права. По выданным до нового года патентам иностранцы могут осуществлять трудовую деятельность только по найму у граждан РФ. Те патенты продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования. При этом срок действия патента продлению не подлежит (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.11.2014 № 357-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», далее – Закон № 357-ФЗ).
Следовательно, патенты, выданные в 2014 г., будут действовать только до той даты, до которой был уплачен налог, и в связи с тем, что с 01.01.2015 введена в действие новая патентная система, продлить данные патенты уже нельзя. Таким образом, если в декабре 2014 г. налог был уплачен за три месяца, то патент будет действовать только в течение этих трех месяцев и только при трудоустройстве к гражданам РФ.
Работодателю (юридическому лицу) при заключении трудового договора с таким иностранным работником грозит административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранца при отсутствии у него соответствующего патента (ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ).
Принять на работу гражданина Узбекистана в организацию можно только после получения им патента, предусмотренного для работы безвизовых иностранных граждан у юридических лиц.
Кстати, разрешения на работу, выданные до 1 января 2015 г., также продолжают действовать до истечения срока, на который они были выданы, либо до их аннулирования (ч. 1 ст. 6 Закона № 357-ФЗ).