Законодательство не требует от работодателя участвовать в оформлении пенсий работников. Как правило, они самостоятельно занимаются этим вопросом, однако могут попросить помочь с оформлением. Изучим, что может сделать работодатель в такой ситуации; узнаем, когда с пенсионерами разрешено заключать срочные трудовые договоры и можно ли уволить или перевести на срочный договор действующего работника, который вышел на пенсию. Проанализируем особенности рабочего времени и времени отдыха пенсионеров, а также увольнения по собственному желанию и сокращению.
Трудовые права пенсионеров в целом не отличаются от прав остальных работников. Но есть некоторые детали, знание которых поможет работодателям избежать риска судебных разбирательств с этой группой сотрудников.
Пенсионный возраст в РФ (кроме льготных категорий граждан) в настоящее время для мужчин составляет 60 лет, для женщин – 55 лет (ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»). Паспорт, где указан возраст человека, сам по себе не является документом, подтверждающим статус пенсионера. Ведь кроме достижения пенсионного возраста необходимо, чтобы гражданину была назначена пенсия по старости (определение Конституционного суда РФ от 15.05.2007 № 378-О-П).
Статус пенсионера до 2015 г. подтверждался пенсионным удостоверением, которое выдавалось гражданину на основании решения территориального отделения Пенсионного фонда РФ после назначения пенсии. С 1 января 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с чем трудовые пенсии трансформировались в страховые. При этом новые правила обращения за страховой пенсией не предусматривают выдачу гражданам пенсионных удостоверений (см. Правила обращения за страховой пенсией, накопительной пенсией и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, правила их назначения, установления, перерасчета, и корректировки, а также перевода с одного вида пенсии на другой, утвержденные приказом Минтруда РФ от 17.11.2014 № 884н). Теперь, в случае необходимости, территориальные органы ПФР выдают справку, подтверждающую факт назначения и размер пенсии, а также срок ее установления.
Оформление пенсии
Законодательство не требует от работодателя участвовать в оформлении пенсии работнику. Как правило, сотрудники самостоятельно занимаются этим вопросом. Однако работодатель вправе представить заявление о назначении пенсии сотрудника в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. В этом случае должны соблюдаться некоторые условия 1:
- на подачу заявления о назначении пенсии работодатель должен получить письменное согласие работника;
- заявление подается в территориальный орган ПФР по месту жительства (месту пребывания, фактического проживания) сотрудника либо по месту нахождения работодателя;
- по срокам обратиться с заявлением можно в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо временем или же до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста;
- подать заявление можно лично представителем сотрудника (работодателем) либо по почте, через многофункциональный центр, в форме электронного документа.
Для назначения пенсии по старости через работодателя потребуются 2:
1) заявление;
2) документы, подтверждающие личность и полномочия;
3) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;
4) паспорт;
5) трудовая книжка.
Если трудовая книжка отсутствует или в ней содержатся неправильные или неточные сведения, ПФР может запросить дополнительно:
- трудовые договоры;
- договоры гражданско-правового характера;
- справки, которые выдают работодатели или государственные (муниципальные) органы;
- выписки из приказов;
- лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
- военный билет.
Также в отдельных случаях могут потребоваться следующие документы:
- документ об изменении фамилии, имени, отчества (свидетельства о заключении / расторжении брака, о перемене имени и...