ТОП-10 вопросов работодателя о персональных данных

Автор выделяет 10 ключевых вопросов, которые задают работодатели, обрабатывая персональные данные сотрудников. Составляя собственный локальный нормативный акт – Положение о работе с персональными данными, вы можете воспользоваться рекомендациями о том, на что нужно обратить внимание и что следует в него включить.

Заключая трудовые договоры с работниками, и даже еще раньше – при осуществлении подбора сотрудников – работодатель обрабатывает персональные данные (ПД). На первый взгляд все просто: обязанность уведомительной регистрации в Роскомнадзоре отсутствует, но работодатель все равно является оператором персональных данных, а значит должен учитывать множество глобальных вопросов и даже нюансов, связанных с обработкой и защитой персональных данных, которые имеют важное значение.

1. Каковы законодательные требования к обработке ПД, которые необходимо учитывать работодателю?

Начать следует с международно-правовых норм. Российская Федерация ратифицировала1 Конвенцию Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (Страсбург, 28.01.1981) (далее – Конвенция), которая вступила в силу для нашей страны с 1 сентября 2013 года.

Статья 24 Конституции Российской Федерации устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Закон № 152-ФЗ), являющийся основным законодательным актом в этой сфере правового регулирования, базируется на тех же, что и Конвенция, основных принципах. Однако имеет свои особенности, например, устанавливает нашумевшую и широко обсуждавшуюся в СМИ в прошлом году обязанность оператора осуществлять хранение персональных данных российских граждан на территории РФ.

Глава 14 ТК РФ конкретизирует особенности защиты персональных данных применительно к работникам. Следует также учитывать и применять действующие нормативные правовые акты в сфере обработки персональных данных, например, постановление Правительства РФ от 01.11.2012 № 1119 «Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных» и другие.

2. Какая ответственность может грозить работодателю за нарушения в сфере обработки ПД?

Статья 13.11 КоАП РФ в настоящий момент содержит всего один общий состав, предусматривающий одинаковую ответственность за любое нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных). Размер штрафа для юридических лиц может колебаться от 5000 до 10 000 рублей. Данное наказание является малозначительным, давно не соответствует тяжести административного правонарушения и не обеспечивает превентивной функции, что в итоге приводит к массовому игнорированию требований действующего законодательства и к нарушениям в процессе их обработки.

Однако уже с 1 июля 2017 года ситуация изменится: в КоАП РФ внесены соответствующие изменения, благодаря которым в ст. 13.11 появятся новые составы административных правонарушений, а также увеличится размер штрафа2.

В отдельные составы правонарушения будут выделены обработка ПД в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ3). Должностное лицо будет оштрафовано по этой норме на сумму от 5000 до 10 000 рублей, а организация – от 30 000 до 50 000 рублей.

Самостоятельный состав будет образовывать обработка ПД без письменного согласия их субъекта (работника) либо обработка ПД с нарушением требований к составу сведений, включаемых в письменное согласие (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ). Должностному лицу компании-работодателя грозит штраф в размере от 10 000 до 20 000 рублей, а организации – от 15 000 до 75 000 рублей.

Оператора ПД (работодателя) теперь накажут также за невыполнение обязанности по предоставлению субъекту ПД информации, касающейся их обработки (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ). Ответственный сотрудник может быть оштрафован за такое нарушение на сумму от 4000 до 6000 рублей, индивидуальный предприниматель как работодатель – от 10 000 до 15 000 рублей,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Досрочный выход из декрета: оформление документов и последствия

В большинстве организаций есть беременные сотрудницы или те, кто находится в отпуске по уходу за ребенком. Закон устанавливает только максимальную продолжительность «детских» отпусков, работники вправе выйти на работу и раньше, да и уйти в отпуск могут не сразу, как получат право на него. Разбираемся в том, какие отпуска называют декретными, в чем их отличие (приводим удобную таблицу-шпаргалку). Говорим среди прочего о разных юридических последствиях нахождения в отпусках, просчитываем различные варианты развития событий. Узнаете, когда женщине выгоднее уйти в отпуск по беременности и родам попозже, как правильно оформить документы при досрочном выходе из декретного отпуска (и обязан ли работодатель соглашаться на такой досрочный выход по инициативе работника), как досрочный выход влияет на получение пособий от СФР. Даем готовые образцы документов: заявления работницы о досрочном выходе из отпуска по беременности и родам (с согласием на удержание излишне выплаченного пособия), приказ о досрочном выходе из такого отпуска, заполнения личной карточки работника о досрочном выходе из отпуска по беременности и родам, приказа о досрочном выходе работника из отпуска по уходу за ребенком, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об установлении ему неполного рабочего времени, заполнения подраздела 1.1 формы ЕФС-1 при выходе работника из отпуска по уходу за ребенком на неполный рабочий день.

Топ-5 условий ЛНА (трудового договора), которые могут быть признаны незаконными

Служба безопасности компании проверяет сотрудников на детекторе лжи без их письменного согласия, в локальных нормативных актах прописаны жесткие правила дресс-кода, трудовыми договорами предусмотрены ограничения возможности работать у конкурентов, а за опоздания на работу и другие нарушения трудовой дисциплины из заработной платы удерживаются штрафы. Это лишь некоторые примеры действий и положений в кадровых и иных документах, которые могут вызвать споры с работниками и вопросы со стороны контролирующих органов. Рассказываем подробно о том, при каких условиях подобно действия, формулировки и правила будут правомерными, а в каких случаях от них лучше отказаться.

Ставим работников на воинский учет

Всех ли работников-мужчин следует ставить на воинский учет? Какие исключения существуют? Женщины каких профессий и специальностей должны быть поставлены на воинский учет? Надо ли ставить на учет иностранных граждан? Как быть, если сотрудник не имеет регистрации по месту жительства (пребывания)? Ставятся ли на воинский учет работники – студенты очной формы обучения, а также принятые на работу по совместительству? Приводим образцы заявления гражданина, не имеющего регистрации, о постановке на учет и заполнения сведений о гражданине, подлежащем воинскому учету.

Как начать вести воинский учет

Несмотря на обязанность вести воинский учет, далеко не все организации это делают. Однако штрафы за нарушения в данной сфере довольно высоки. Правда, пока работодателей массово не штрафуют, но такое положение в любой момент может измениться. Рассказываем, как поставить организацию на учет в военкомат, какой именно и какие документы нужно подать (приводим образцы оформления).

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?