Top.Mail.Ru

«Под колпаком» Роструда: расследование несчастных случаев

Согласно Методическим рекомендациям Роструда по расследованию несчастных случаев, начальник службы по охране труда является наравне с руководителем работодателя лицом, допустившим нарушение требований охраны труда, и должен быть привлечен к ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ. Узнаем, каких еще сюрпризов нужно ожидать в случае произошедшего несчастного случая на производстве, проанализировав документ.

В конце апреля в Интернете появились Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев, утвержденные Рострудом (далее - Рекомендации). Документ поднял волну недовольства среди специалистов по охране труда. Во-первых, потому что в раздел акта о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда, рекомендуется включать начальника службы по охране труда и привлекать его к ответственности за нарушение ст. 212 ТК РФ. Во-вторых, потому что административный штраф за каждый несчастный случай со смертельным исходом по разнарядке должен быть в размере не менее 1 000 000 рублей, а тяжелый несчастный случай - не меньше 150 000 рублей. Всем понятно: несмотря на то что это методические рекомендации, ГИТ будут воспринимать их как руководство к действию. Изучим документ, отметив наиболее существенные для работодателя моменты.

Сначала предыстория. Методические рекомендации разработаны для госинспекторов труда, т. е. для служебного использования. Утверждены были 14.12.2016 и применяются, по словам инспекторов, уже с начала 2017 года. Публичным документ стал в конце апреля, сначала попав на форумы по охране труда, а затем и в справочно-правовые системы. Знающие люди утверждают, что к лету Рекомендации примут официально, а сейчас они находятся в процессе доработки, собираются замечания и предложения.

В любом случае ничто не мешает нам изучить документ прямо сейчас, ведь инспекторы уже пользуются им при проведении расследований несчастных случаев на предприятиях. Несмотря на то что Рекомендации не рассчитаны на работодателей, ознакомиться с ними полезно всем специалистам по охране труда, поскольку они подскажут, на что обратить внимание, чтобы предотвратить травматизм в компании и снизить риски ответственности.

Методические рекомендации содержат девять разделов:

  1. Общие вопросы организации расследования несчастного случая (НС).
  2. Проведение расследования НС.
  3. Завершение расследования несчастного случая.
  4. Оформление результатов расследования НС.
  5. Рассмотрение особого мнения.
  6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование.
  7. Проведение внеплановых проверок по факту НС.
  8. Контроль за получением решений правоохранительных органов.
  9. Отчетность по несчастным случаям.

В приложении приведены два документа:

  • карточка учета несчастного случая (приложение 1);
  • анкета расследования несчастного случая (приложение 2).

Оба они для внутриведомственного пользования, однако представляют существенный интерес для работодателя. Но об этом чуть ниже.

К сведению

Документы, на которые работодателю стоит обратить внимание и которыми будут руководствоваться государственные инспекторы труда, расследующие несчастные случаи:

  • ТК РФ, Уголовный кодекс РФ, КоАП РФ;
  • Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 № 426 «О специальной оценке условий труда»;
  • приказ ФСС РФ от 24.08.2000 № 157 «О создании в Фонде социального страхования Российской Федерации единой системы учета страховых случаев, их анализа и определения размера скидок и надбавок к страховым тарифам с учетом состояния охраны труда (извлечение)»;
  • постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее - Постановление Минтруда РФ № 73);
  • приказы Минздравсоцразвития России:
    • от 24.02.2005 № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве»;
    • от 15.04.2005 № 275 «О формах документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»;
    • от 01.06.2009 № 290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты»;
    • от 17.12.2010 № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и обезвреживающими средствами"»;
    • от 05.03.2011 № 169н «Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой медицинской помощи работникам»;
  • Административный регламеwнт исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 21.09.2011 № 1065н и др.

Откуда ГИТ узнает о НС и кто понесет ответственность

Согласно Рекомендациям, получив извещение от работодателя о несчастном случае, госинспектор труда проверяет:

  1. по той ли форме оно подано (форма 1 утверждена Постановлением Минтруда РФ № 73);
  2. полноту заполнения сведений;
  3. уложился ли работодатель в отведенные для оповещения властей сроки направления документа (в течение суток с момента происшествия).

К сведению

Имейте в виду, что ГИТ принимает данные извещения независимо от времени суток или нерабочих праздничных дней, а выезды на место несчастного случая осуществляются дежурными лицами с 00.00 часов до 00.00 часов следующего дня (подраздел 1.3 Рекомендаций). Поэтому заявить о НС работодатель должен, даже если это нерабочие часы или праздничные дни.

Если инспектор, проверив извещение, выявит неполную, недостоверную информацию либо увидит, что извещение направлено не по установленной форме, а также с нарушением сроков, то он привлечет к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ работодателя и должностное лицо, ответственное в организации за направление извещения. Причем ответственность по указанной статье отнюдь не «детская». Напомним, это общая норма, которая устанавливает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, и наказывает предупреждением или наложением штрафа на должностных лиц в размере от 2000 до 5000 рублей; на организацию-работодателя - от 50 000 до 80 000 рублей.

К сведению

Кроме того, после получения извещения о каждом несчастном случае ГИТ организовывает внеплановую выездную (по согласованию с прокуратурой) / документарную проверку в отношении организации, в которой произошел НС. Так что готовьтесь к тому, что трудовая инспекция обратит на компанию пристальное внимание и досконально вас проверит.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Петр Сергеев: «Работодатели будут наделены новыми обязанностями в сфере охраны труда»

Специальная оценка условий труда пришла на смену аттестации рабочих мест. Причем проводить ее должны все работодатели без исключения. О том, как проходит переходный период, с какими трудностями сталкиваются работодатели и что нового ждать в этой сфере, мы обсудили с заместителем директора Департамента условий и охраны труда Министерства труда и социальной защиты РФ Петром Сергеевичем Сергеевым.

Как организовать охрану труда в офисе (часть 2)

Одним из основных моментов в организации охраны труда в офисе является разработка и утверждение инструкций по охране труда. Часть из них являются обязательными (например, инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве), какие-то компания утверждает согласно своим интересам (например, положение об обучении охране труда). Проанализируем, что следует учесть при их составлении, как оформить приказы, каким образом вести журналы учета и ­выдачи инструкций и пр.

Неисполнение требований охраны труда – повод отстранить от работы

Как быть, если сотрудник уклоняется от обучения охране труда или прохождения медосмотра? Отстранить его от работы! Причем, если причина в сотруднике, то заработная плата за время отстранения платиться не будет. Поэтому далеко не всегда отстранение проходит без возражений со стороны работника, доходит дело и до судебных разбирательств. Рассмотрим, что нужно учесть отделу кадров, чтобы выиграть такие споры.

Как организовать охрану труда в офисе (часть 1)

Некоторые руководители считают, что если в их компании работают только офисные работники, то охрана труда им не нужна. Однако это ошибочное мнение. ТК РФ налагает на всех работодателей обязанность обеспечивать охрану труда. Действительно, некоторые положения и нормы ТК РФ на конкретную компанию могут и не распространяться. Не все работники подлежат медосмотрам. Не всем требуется спецодежда, выплачиваются компенсации за работы в трудных условиях. Но вот инструктажи и обучение по охране труда, наличие локальных нормативных актов по охране труда, проведение спецоценки инспекция труда проверяет практически в любой компании в отношении любых работников. Как обеспечить охрану труда, читайте в статье нашего автора.

7 типичных ошибок в сфере охраны труда

Проанализировав судебную практику, автор выделил типичные ошибки работодателей в сфере охраны труда. Из статьи вы узнаете, чем могут грозить нарушения в этой области; как человеческий фактор и ошибочные действия отдельных работников могут привести к негативным последствиям; какие меры к нарушителям охраны труда вправе применить работодатель, чтобы суд в случае спора счел их правомерными, а также как суд рассматривает дела об увольнении работников за нарушение требований охраны труда.

Как организовать охрану труда в офисе (часть 2)

Одним из основных моментов в организации охраны труда в офисе является разработка и утверждение инструкций по охране труда. Часть из них являются обязательными (например, инструкция по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве), какие-то компания утверждает согласно своим интересам (например, положение об обучении охране труда). Проанализируем, что следует учесть при их составлении, как оформить приказы, каким образом вести журналы учета и ­выдачи инструкций и пр.

Сроки давности в трудовых отношениях

В отличие от общих правил, где срок исковой давности составляет три года, в трудовых отношениях он значительно меньше (один и три месяца). Короткие сроки работодателю выгодны: чем позже работник обратится с иском, тем больше шансов, что суд откажет в удовлетворении требований по причине пропуска срока. Вместе с тем довольно часто данный срок суд восстанавливает из-за нарушений, допущенных работодателем. Чтобы этого не случилось, следует знать, какие сроки и когда действуют. Не менее интересен вопрос о сроках давности обращения работников в контролирующие органы. Автор подробно проанализировала возникающие на практике ситуации.

Неисполнение требований охраны труда – повод отстранить от работы

Как быть, если сотрудник уклоняется от обучения охране труда или прохождения медосмотра? Отстранить его от работы! Причем, если причина в сотруднике, то заработная плата за время отстранения платиться не будет. Поэтому далеко не всегда отстранение проходит без возражений со стороны работника, доходит дело и до судебных разбирательств. Рассмотрим, что нужно учесть отделу кадров, чтобы выиграть такие споры.