Увольнение работника в связи с утратой доверия – один из противоречивых способов прекращения трудового договора. Закон содержит довольно узкую формулировку на этот счет. Так, по п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ можно уволить за совершение виновных действий работника, непосредственно обслуживающего денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя. Поэтому, когда возникает вопрос, можно ли уволить в связи с утратой доверия провинившегося работника, прежде всего необходимо определить, относится ли он к кругу лиц, к которому может быть применено такое основание увольнения, а затем уже причинно-следственную связь между действиями работника и наступившими неблагоприятными последствиями для работодателя, из-за чего к работнику было утрачено доверие.
Однако возвращаясь к кругу лиц, к которым в принципе может быть применена вышеуказанная норма закона, хотелось бы отметить, что налицо упущение со стороны законодателя в части ограничения круга лиц лишь работниками, которые непосредственно имеют дело с деньгами и товарно-материальными ценностями. Так, на практике возникает немало случаев, когда материальный ущерб работодателю – торговой организации причиняют не только эти работники, но и любые другие, которые отвечают за ведение переговоров с контрагентами и заключение с ними сделок. Существенным условием практически любой сделки является ее цена, которую обсуждает с партнером не руководитель организации, а ответственный за сделку работник. Как правило, это менеджеры по закупкам, менеджеры по продажам, маркетологи, рекламщики и прочие работники, занимающиеся развитием компании и, в итоге, отвечающие за достижение нужного финансового результата. И со стороны данной категории работников, которых еще называют «фронт-менеджерами», встречаются недобросовестные представители, которые манипулируют ценой сделки, пользуясь своим должностным положением, придумывают схемы взаимоотношений с контрагентом, которые в лучшем случае приводят к тому, что организация переплачивает за услугу, работу или продукцию, если без должного на то контроля позволяет работнику определять условия сделки. Ущерб от действий таких работников может составлять гораздо большие суммы, а соответственно, для работодателя это большие финансовые потери, нежели когда складской работник что-то унесет с собой со склада в кармане.
В коммерческих структурах коррупционных схем достаточно для того, чтобы понять, что п. 7 ч. 1 ст. 81 ТК РФ давно пора модернизировать. И что самое неприятное – весьма тяжело доказать виновность работника в участии в коррупционных схемах, если он тщательно подготовлен и действует решительно. Например, не использует корпоративные средства коммуникации, не оформляет ворох документов, не согласовывает должным образом условия сделок и пр. При этом он может предоставлять недостоверную информацию о контрагентах, вводя в заблуждение руководство компании, подтасовывать документы партнеров, без должного согласования подписывать договоры и другие документы. И, надо сказать, законодатель идет правильным путем, всерьез обсуждая проблему применения данной статьи далее, чем на госслужбе. Вопрос утраты доверия, по большому счету, касается всех работников, недобросовестно проявивших себя при исполнении должностных обязанностей. Поэтому крайне важно на законодательном уровне расширить круг лиц, которых можно уволить за утрату доверия. А то получается, что доверие по факту утрачено, работник пойман, а уволить по статье формально нельзя.