Госорганами предъявляется повышенное количество требований к организациям торговли, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, какие нюансы учитывать. В частности, в отношении медосмотров работников, заключения договоров о полной материальной ответственности, а также режима работы, графика учета рабочего времени, применения санитарных и иных норм.

Одним из самых крупных секторов экономики по количеству занятых в нем работников, по данным Росстата, является оптовая и розничная торговля. Именно к организациям торговли госорганами предъявляется повышенное количество требований, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, а также какие нюансы учитывать.

Основные требования к предприятиям торговли связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, к труду работников торговли предъявляются дополнительные требования в части обеспечения работникам безопасных условий труда. С другой стороны, работники торговли непосредственно обслуживают денежные и товарные ценности, им вверяется имущество, и работодатели заинтересованы в оформлении отношений с работниками таким образом, чтобы защитить свои интересы, не допустить хищений, иметь возможность взыскать с работников причиненный ущерб в полном объеме, оградить свою собственность от недобросовестных, ненадежных сотрудников.

Медицинские осмотры

Первое, что приходит на ум, когда говоришь об особенностях оформления трудовых отношений с работниками торговли, – необходимость прохождения поступающими в компанию людьми предварительных медосмотров. В данном случае предварительный медицинский осмотр направлен не только на выявление противопоказаний к работе, наличия профзаболеваний и т.п. факторов, но и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В ч. 2 ст. 213 ТК РФ установлено, что указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проходят работники:

  • организаций пищевой промышленности,
  • общественного питания и торговли,
  • водопроводных сооружений,
  • медицинских организаций,
  • детских учреждений.

Роспотребнадзор также пояснил: работники отдельных профессий, производств и организаций должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры – для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), письмо Роспотребнадзора от 07.11.2017 № 09-23004-17-16 «О проведении медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек»).

Минздравсоцразвития приказом от 12.04.2011 № 302н утвердило:

1. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

2. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями

(далее – Перечни и Порядок).

Прохождение медосмотров является не правом, а обязанностью работников. Причем отказавшиеся от их прохождения сотрудники к работе не допускаются (п. 4 ст. 34 Закона № 52-ФЗ).

Данные о пройденных медосмотрах подлежат внесению в личные медицинские книжки сотрудников и учету государственными и муниципальными медорганизациями (п. 5 ст. 34 Закона № 52-ФЗ). Форма медкнижки утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402. Отдельного документа, устанавливающего правила ее обращения и хранения, нет, но в утвержденной форме указано, что она должна:

1) иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей медкнижку;

2) содержать подпись владельца;

3) храниться у работодателя, но может быть выдана работнику по его требованию.

При увольнении работодатель возвращает сотруднику медицинскую книжку, и последний ее предъявляет по месту новой работы.

Таким образом, помимо общих документов (ст. 656 ТК РФ), от работников торговых организаций после прохождения медицинского осмотра следует потребовать личную медицинскую книжку.

У работодателей нередко возникал вопрос, всем ли работникам торговых организаций необходимо иметь личные медицинские книжки и проходить медосмотры, или эта обязанность установлена только для тех, кто непосредственно задействован в торговой деятельности, контактирует с товарами и населением, а работников администрации, бухгалтерии и прочих вспомогательных подразделений можно освободить от этой обязанности? Долгое время существовали различные точки зрения на этот счет, в т.ч. и со стороны Роспотребнадзора.

В Перечне не содержится какой-либо конкретизации категорий работников, подлежащих...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Оформите подписку на 1-е полугодие 2022 года!
В ноябре скидка 15%.

Рекомендовано для вас

Особенности установления материальной ответственности в торговле

Рассмотрим практические вопросы, которые встают перед работодателем при заключении договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. В частности, какая есть разница между коллективной и бригадной ответственностью, а также когда правильнее устанавливать полную бригадную материальную ответственность. Поясним, как определить, можно ли с конкретным работником заключить договор о полной материальной ответственности; на что обратить внимание при заполнении его унифицированной формы. И наконец, расскажем, как на законных основаниях взыскать с работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, стоимость вверенных ему товарно-материальных ценностей.

Учимся составлять должностную инструкцию

Часто возникают ситуации, когда сотрудник на работу принят, трудится продолжительное время, в трудовом договоре его должность прописана, однако детализации обязанностей в договоре нет. Должностная инструкция также отсутствует. Так может продолжаться довольно долго, но если от работника потребуется совершить какие-то действия, которые ему ранее не поручались, он может воспротивиться, мотивируя тем, что это не входит в его должностные обязанности. И данная ситуация весьма неприятна для работодателя, упустившего момент подробно детализировать все обязанности работника. Во избежание подобных инцидентов необходимо разработать должностную инструкцию. Читайте, как это сделать и на что обратить внимание.

Составляем должностную инструкцию специалиста по кадрам

Автор предлагает простой и понятный алгоритм составления должностной инструкции на основе профессионального стандарта. Рассказывает, на чем основывать требования к образованию (и каким образом их можно поменять); от чего зависят необходимые знания и навыки специалиста; какие обязанности и права стоит прописать в документе и что предусмотреть в разделе об ответственности. Даны фрагменты должностной инструкции специалиста по кадрам, которые вы можете применить в своей работе или, используя предложенный алгоритм, разработать свою инструкцию по любой должности или профессии.

Порядок действий работодателя при получении результатов медосмотров работников

Большинство работодателей так или иначе сталкиваются с проведением медицинских осмотров. Поскольку производить их необходимо, как правило, ежегодно (не считая внеплановых и предварительных), специалистам по управлению персоналом нужно четко представлять необходимый план мероприятий, возможные варианты действий по результатам их проведения, а также вооружиться заранее подготовленными формами документов, которые пригодятся при оформлении отношений с работниками.

Вводим суммированный учет рабочего времени

Введение суммированного учета рабочего времени требует от работодателя дополнительных усилий: разработка и изменение (дополнение) документов, работа с людьми при внедрении документов, возможные увольнения несогласных на изменения работников. Несмотря на все сложности, этот порядок распределения и учета рабочего времени поможет не нарушать трудовое законодательство, когда в компании по условиям работы невозможно соблюдать ежедневную и еженедельную норму рабочего времени. Расскажем, как это сделать грамотно.

Топ-6 ошибок при установлении сменного режима рабочего времени и работы по графику

При установлении работы по графику работодатели нередко совершают ошибки. Например, вносят в него изменения и не согласовывают их с работником или согласовывают, но лишь устно. Бывает, что график существует чисто формально, в реальности все работают по неофициальному распорядку. Нередки и ситуации, когда сотрудника привлекают к работе сверх установленного времени работы по сменам. Несмотря на многочисленные нарушения, работодатели увольняют работников, не вышедших в свою смену или рабочий день. Суд же, рассматривая спор, выясняет, что на предприятии с графиком проблемы, и это истолковывается в пользу ­работника, а не работодателя.

Порядок действий работодателя при получении результатов медосмотров работников

Большинство работодателей так или иначе сталкиваются с проведением медицинских осмотров. Поскольку производить их необходимо, как правило, ежегодно (не считая внеплановых и предварительных), специалистам по управлению персоналом нужно четко представлять необходимый план мероприятий, возможные варианты действий по результатам их проведения, а также вооружиться заранее подготовленными формами документов, которые пригодятся при оформлении отношений с работниками.

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.