Top.Mail.Ru
Госорганами предъявляется повышенное количество требований к организациям торговли, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, какие нюансы учитывать. В частности, в отношении медосмотров работников, заключения договоров о полной материальной ответственности, а также режима работы, графика учета рабочего времени, применения санитарных и иных норм.

Одним из самых крупных секторов экономики по количеству занятых в нем работников, по данным Росстата, является оптовая и розничная торговля. Именно к организациям торговли госорганами предъявляется повышенное количество требований, в том числе при оформлении персонала. Расскажем, на что обращать внимание кадровикам при приеме на работу торговых сотрудников, а также какие нюансы учитывать.

Основные требования к предприятиям торговли связаны с обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Кроме того, к труду работников торговли предъявляются дополнительные требования в части обеспечения работникам безопасных условий труда. С другой стороны, работники торговли непосредственно обслуживают денежные и товарные ценности, им вверяется имущество, и работодатели заинтересованы в оформлении отношений с работниками таким образом, чтобы защитить свои интересы, не допустить хищений, иметь возможность взыскать с работников причиненный ущерб в полном объеме, оградить свою собственность от недобросовестных, ненадежных сотрудников.

Медицинские осмотры

Первое, что приходит на ум, когда говоришь об особенностях оформления трудовых отношений с работниками торговли, – необходимость прохождения поступающими в компанию людьми предварительных медосмотров. В данном случае предварительный медицинский осмотр направлен не только на выявление противопоказаний к работе, наличия профзаболеваний и т.п. факторов, но и на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В ч. 2 ст. 213 ТК РФ установлено, что указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний проходят работники:

  • организаций пищевой промышленности,
  • общественного питания и торговли,
  • водопроводных сооружений,
  • медицинских организаций,
  • детских учреждений.

Роспотребнадзор также пояснил: работники отдельных профессий, производств и организаций должны проходить предварительные (при поступлении на работу) и периодические профилактические медицинские осмотры – для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и профессиональных заболеваний (ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ), письмо Роспотребнадзора от 07.11.2017 № 09-23004-17-16 «О проведении медицинских осмотров и наличии личных медицинских книжек»).

Минздравсоцразвития приказом от 12.04.2011 № 302н утвердило:

1. Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования);

2. Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями

(далее – Перечни и Порядок).

Прохождение медосмотров является не правом, а обязанностью работников. Причем отказавшиеся от их прохождения сотрудники к работе не допускаются (п. 4 ст. 34 Закона № 52-ФЗ).

Данные о пройденных медосмотрах подлежат внесению в личные медицинские книжки сотрудников и учету государственными и муниципальными медорганизациями (п. 5 ст. 34 Закона № 52-ФЗ). Форма медкнижки утверждена приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 № 402. Отдельного документа, устанавливающего правила ее обращения и хранения, нет, но в утвержденной форме указано, что она должна:

1) иметь печать организации Роспотребнадзора, выдавшей медкнижку;

2) содержать подпись владельца;

3) храниться у работодателя, но может быть выдана работнику по его требованию.

При увольнении работодатель возвращает сотруднику медицинскую книжку, и последний ее предъявляет по месту новой работы.

Таким образом, помимо общих документов (ст. 656 ТК РФ), от работников торговых организаций после прохождения медицинского осмотра следует потребовать личную медицинскую книжку.

У работодателей нередко возникал вопрос, всем ли работникам торговых организаций необходимо иметь личные медицинские книжки и проходить медосмотры, или эта обязанность установлена только для тех, кто непосредственно задействован в торговой деятельности, контактирует с товарами и населением, а работников администрации, бухгалтерии и прочих вспомогательных подразделений можно освободить от этой обязанности? Долгое время существовали различные точки зрения на этот счет, в т.ч. и со стороны Роспотребнадзора.

В Перечне не содержится какой-либо конкретизации категорий работников, подлежащих медицинским...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Особенности установления материальной ответственности в торговле

Рассмотрим практические вопросы, которые встают перед работодателем при заключении договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности. В частности, какая есть разница между коллективной и бригадной ответственностью, а также когда правильнее устанавливать полную бригадную материальную ответственность. Поясним, как определить, можно ли с конкретным работником заключить договор о полной материальной ответственности; на что обратить внимание при заполнении его унифицированной формы. И наконец, расскажем, как на законных основаниях взыскать с работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности, стоимость вверенных ему товарно-материальных ценностей.

Учимся составлять должностную инструкцию

Часто возникают ситуации, когда сотрудник на работу принят, трудится продолжительное время, в трудовом договоре его должность прописана, однако детализации обязанностей в договоре нет. Должностная инструкция также отсутствует. Так может продолжаться довольно долго, но если от работника потребуется совершить какие-то действия, которые ему ранее не поручались, он может воспротивиться, мотивируя тем, что это не входит в его должностные обязанности. И данная ситуация весьма неприятна для работодателя, упустившего момент подробно детализировать все обязанности работника. Во избежание подобных инцидентов необходимо разработать должностную инструкцию. Читайте, как это сделать и на что обратить внимание.

Составляем должностную инструкцию специалиста по кадрам

Автор предлагает простой и понятный алгоритм составления должностной инструкции на основе профессионального стандарта. Рассказывает, на чем основывать требования к образованию (и каким образом их можно поменять); от чего зависят необходимые знания и навыки специалиста; какие обязанности и права стоит прописать в документе и что предусмотреть в разделе об ответственности. Даны фрагменты должностной инструкции специалиста по кадрам, которые вы можете применить в своей работе или, используя предложенный алгоритм, разработать свою инструкцию по любой должности или профессии.

Порядок действий работодателя при получении результатов медосмотров работников

Большинство работодателей так или иначе сталкиваются с проведением медицинских осмотров. Поскольку производить их необходимо, как правило, ежегодно (не считая внеплановых и предварительных), специалистам по управлению персоналом нужно четко представлять необходимый план мероприятий, возможные варианты действий по результатам их проведения, а также вооружиться заранее подготовленными формами документов, которые пригодятся при оформлении отношений с работниками.

Топ-6 ошибок при установлении сменного режима рабочего времени и работы по графику

При установлении работы по графику работодатели нередко совершают ошибки. Например, вносят в него изменения и не согласовывают их с работником или согласовывают, но лишь устно. Бывает, что график существует чисто формально, в реальности все работают по неофициальному распорядку. Нередки и ситуации, когда сотрудника привлекают к работе сверх установленного времени работы по сменам. Несмотря на многочисленные нарушения, работодатели увольняют работников, не вышедших в свою смену или рабочий день. Суд же, рассматривая спор, выясняет, что на предприятии с графиком проблемы, и это истолковывается в пользу ­работника, а не работодателя.

Вводим суммированный учет рабочего времени

Введение суммированного учета рабочего времени требует от работодателя дополнительных усилий: разработка и изменение (дополнение) документов, работа с людьми при внедрении документов, возможные увольнения несогласных на изменения работников. Несмотря на все сложности, этот порядок распределения и учета рабочего времени поможет не нарушать трудовое законодательство, когда в компании по условиям работы невозможно соблюдать ежедневную и еженедельную норму рабочего времени. Расскажем, как это сделать грамотно.

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Порядок действий работодателя при получении результатов медосмотров работников

Большинство работодателей так или иначе сталкиваются с проведением медицинских осмотров. Поскольку производить их необходимо, как правило, ежегодно (не считая внеплановых и предварительных), специалистам по управлению персоналом нужно четко представлять необходимый план мероприятий, возможные варианты действий по результатам их проведения, а также вооружиться заранее подготовленными формами документов, которые пригодятся при оформлении отношений с работниками.