Top.Mail.Ru

Обязательное обучение для руководителя компании

Трудовое законодательство предусматривает ряд требований не только к образованию и стажу руководителя, но также и к его обучению в некоторых областях. Причем в случае отсутствия документов, подтверждающих обучение директора в области охраны труда, пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, он и компания могут подвергнуться весьма серьезным штрафам. Тогда как затраты на обучение руководителя в данных сферах незначительные, да и процесс обучения и проверки знаний не такой сложный. Рассмотрим основные виды обучения, которые должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Современная жизнь предъявляет к руководителю организации высокие требования. Он должен быть и высококвалифицированным менеджером, и разбираться в профессиональной деятельности компании. В различных отраслях необходимы определенное образование и стаж руководителя (например, педагогическая, медицинская, аудиторская и пр.). Но законодательством предусматриваются и требования к обучению начальства, причем независимо от размера компании. Это может быть генеральный директор крупной производственной корпорации и директор небольшой консультационной фирмы. Отсутствие такого обучения грозит руководителю и (или) возглавляемой им ­организации административным штрафом.

Рассмотрим, какие основные виды обучения должен пройти генеральный директор, чтобы уберечься от штрафов.

Обучение в области охраны труда

Статья 225 ТК РФ предусматривает обязанность руководителя организации пройти обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда. Порядок прохождения такого обучения и проверки знаний утвержден постановлением Министерства труда и социального развития РФ и Министерства образования РФ от 13.01.2003 № 1/29 ­(далее – Порядок).

Директор должен пройти обучение по охране труда в течение первого месяца работы в компании, а в дальнейшем – проходить обучение не реже одного раза в три года. Пункт 2.3.2 Порядка устанавливает, что руководитель организации проходит обучение в обучающих организациях, оказывающих услуги в области охраны труда. Согласно Примерным учебным планам обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным Минтрудом России 17.05.2004, продолжительность обучения составляет 40 часов.

К сведению

Необходимость обучения директора именно в обучающих организациях подтверждается письмами Роструда от 24.01.2013 № ТЗ/297-3-5, от 06.08.2012 № ТЗ/6389-3-5. Кроме того, в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда осуществляют обучающие ­организации, прошедшие обязательную уведомительную аккредитацию.

Обучение заканчивается проверкой знаний, которая производится комиссией обучающей организации, в состав которой входит инспектор труда. Результаты проверки оформляются протоколом (п. 3.6 Порядка). Директору выдается удостоверение за подписью председателя комиссии, заверенное печатью организации, проводившей обучение по форме, утвержденной постановлением Минтруда России от 13.01.2003 № 1/29.

Каков риск организации в том случае, если руководитель не проходил обучение и проверку знаний по охране труда или не смог пройти проверку / не показал достаточные знания? Согласно ст. 76 ТК РФ такой работник (в том числе и директор) должен быть отстранен от работы на весь период времени до прохождения обучения и проверки знаний. При этом заработная плата за этот период не должна начисляться. Директора может отстранить инспектор труда при плановой или внеплановой проверке.

Кроме того, обнаружив отсутствие у директора удостоверения о проверке знаний по охране труда, инспектор может не только дать предписание об устранении нарушений (т.е. о прохождении обучения), но и привлечь к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ организацию и генерального директора.

Напомним, что с 01.01.2015 ответственность за нарушения в сфере охраны труда существенно ужесточилась. Так, согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Особенности дистанционной работы

С момента внесения в ТК РФ первых норм о дистанционной работе прошло уже 10 лет. За это время законодатель успел принять масштабные изменения в регулирование дистанционного труда (в 2021 году), а судебная практика – ​выработать подходы по спорным вопросам. Роструд и Минтруд России тоже не остались в стороне, отвечая на многочисленные запросы как работников, так и работодателей, кадровиков. Ведь данный вид занятости оказался очень востребован на практике. Поэтому мы решили с учетом уже имеющегося массивного багажа знаний заново исследовать эту тему. Начиная с подробного и системного разбора, что относится к дистанционной работе и когда она возможна, на какой срок можно ее установить и когда можно комбинировать с другими видами занятости, каков порядок взаимодействия при обмене и ознакомлении с документами с дистанционным сотрудником (даем удобную таблицу, которую можно использовать как шпаргалку в работе), каковы особенности обеспечения работника оборудованием, как прописывается в трудовом договоре место работы дистанционщика, а также что еще необходимо учесть в нынешних реалиях. И заканчивая новыми готовыми образцами трудового договора (вместе с чек-листом по его составлению) и дополнительного соглашения о дистанционной работе к (ранее заключенному) трудовому договору, а также приказа о временном переводе на удаленку.

Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами

Не успели специалисты по охране труда разобраться в новых правилах обучения по охране труда, как с 01.09.2023 вступили в силу новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. О важных изменениях, в том числе улучшениях для работодателей, новых обязанностях для работников и другие значимые детали узнаете из статьи. Также в вашем распоряжении: удобная таблица с распределением обязанностей по обеспечению работников СИЗ (ее можно использовать и для целей составления локального нормативного акта или иного организационно-распорядительного документа); образцы оформления норм выдачи СИЗ, личной карточки учета выдачи СИЗ, карточки учета выдачи дежурных СИЗ (согласно рекомендациям Минтруда России).

Дисциплинарная комиссия: создание, деятельность, оформление протоколов

Как действовать службе персонала при выработке мер по укреплению дисциплины труда и привлечению работников к ответственности? Какие методы помогут обезопасить от нарушений установленного законом порядка, обеспечат соблюдение принципов справедливости и законности при наложении дисциплинарных взысканий? В статье отвечаем на эти вопросы, говорим о создании системы, которая (при ее налаженной работе) поможет упорядочить процесс привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, унифицировать связанный с этим документооборот, а также поспособствует своевременному выявлению причин нарушений трудовой дисциплины и их устранению. Даем понятный алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.