Составляем должностную инструкцию специалиста по кадрам

Автор предлагает простой и понятный алгоритм составления должностной инструкции на основе профессионального стандарта. Рассказывает, на чем основывать требования к образованию (и каким образом их можно поменять); от чего зависят необходимые знания и навыки специалиста; какие обязанности и права стоит прописать в документе и что предусмотреть в разделе об ответственности. Даны фрагменты должностной инструкции специалиста по кадрам, которые вы можете применить в своей работе или, используя предложенный алгоритм, разработать свою инструкцию по любой должности или профессии.

В прошлом номере мы говорили о подготовке должностных инструкций, применяемых на практике алгоритмах разработки и утверждения этого документа. В качестве основы для инструкций предложили взять тексты соответствующих профессиональных стандартов. Сегодня покажем пошагово, как из текста профстандарта составить заготовку для должностной инструкции конкретного специалиста.

Будем составлять должностную инструкцию специалиста по кадрам.

Для начала определимся с содержанием инструкции:

1. Общие положения – описание положения должности в организационной структуре компании, порядка приема на работу по данной должности, подчиненности. Требования к образованию, профессиональной подготовке, квалификации, стажу работы. Требования к знаниям и умениям.

2. Права и обязанности – непосредственно перечень трудовых прав и обязанностей работника по занимаемой должности.

3. Ответственность – конкретизация ответственности занимающего данную должность работника за те или иные нарушения в работе, возложение персональной ответственности за отдельные участки работ.

Основой для составления нашего документа послужит профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный приказом Минтруда России от 06.10.2015 № 691н (далее – Профстандарт).

1. Общие положения

В Профстандарте представлены варианты описания трудовых функций различных специалистов – от делопроизводителя до руководителя всей системы управления персоналом. Для простоты и наглядности примера мы возьмем наиболее распространенный вариант – специалиста по кадрам, который будет:

  • осуществлять непосредственное ведение кадрового делопроизводства;
  • составлять проекты кадровых приказов, договоров и соглашений, других необходимых документов;
  • вести табельный учет.

Дополнительно вменим ему в обязанность поиск и подбор персонала.

В разделе II Профстандарта представлено сводное описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности). Приведем фрагмент раздела II Профстандарта со строками кодов А–B (поскольку следующие строки отражают уровни квалификации, которые мы не рассматриваем для составляемой в данный момент должностной инструкции).

Фрагмент документа

Как видите, нас интересуют функции, описанные в кодах «А/01.5», «А/02.5» и частично «В/02.6» (выделены в таблице знаком «!»).

Описательная часть первого раздела должностной инструкции «Общие положения» зависит от структуры организации и может быть, например, такой, как показано в Примере 1.

Пример 1. Фрагмент должностной инструкции специалиста по кадрам. Общие положения

1. Общие положения.

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность специалиста по кадрам АО «Прогресс» (далее – Общество).

1.2. Специалист по кадрам числится в структурном подразделении «Отдел персонала» Общества и подчиняется непосредственно начальнику отдела персонала.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Оформляем фактический допуск к работе

Некоторым работодателям удобно стажировать нового работника пару-тройку дней. Чаще всего такое встречается в сфере торговли. За это время уже может сложиться впечатление о работнике, его навыках в этой профессии и о том, подходит он вам или нет. Конечно, заключать трудовой договор с первого дня работы для работодателя нецелесообразно – ​вдруг работник не справится с работой или не сойдется характерами с руководством. И такие работодатели ошибочно считают, что могут оформить отношения на несколько дней работы с работником как фактический допуск, а потом отказаться принять его на работу и не заключить трудовой договор. В статье рассмотрим сущность фактического допуска к работе, процедуру оформления (с образцами необходимых документов), есть ли возможность не заключать в дальнейшем трудовой договор и какую ответственность понесет работодатель за нарушения в данной сфере.

Нюансы трудовых отношений с совместителями

Трудоустройство по совместительству на сегодняшний день получает все большее распространение. Это и понятно: в условиях общего снижения доходов люди стараются больше работать как у своего основного, так и у других работодателей. Поэтому кадровики все чаще сталкиваются с необходимостью учета особенностей работы по совместительству. В статье рассказываем: какие запреты и ограничения установлены в этой связи в трудовом законодательстве; что делать, если сотрудник при приеме на работу скрыл свой статус; какие документы он должен предоставить при трудоустройстве; нужно ли подтверждать, что у него есть основная работа; каким образом заполнять на совместителя СЗВ-ТД и табель учета рабочего времени; нужно ли вносить записи в бумажную трудовую книжку; как предоставляется отпуск, рассчитывается зарплата, оформляется командировка и какие другие особенности работы совместителей нужно знать. Приводим образцы формулировок для документов, которыми можно воспользоваться на практике.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.