Сотрудники на служебных автомобилях всегда были в центре внимания ГИТ. Причем инспекторы традиционно проверяют не только транспортные организации и их документы на водителей, а всех работодателей, у кого есть корпоративный автопарк. Речь идет о безопасности, охране здоровья, и наказание за нарушения может быть очень серьезным. Рассказываем об основных изменениях, которые произошли за последнее время, в частности как изменились требования к работникам-водителям, режиму их труда и отдыха, а также охране труда.
С января 2021 года вступили в силу сразу несколько приказов Минтранса России, значительно скорректировавших регулирование трудовых отношений с теми, кто работает за рулем. Это:
- приказ от 16.10.2020 № 424, утвердивший Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей;
- приказ от 29.07.2020 № 264, которым установлен Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее – Порядок);
- приказ от 31.07.2020 № 282 1, утвердивший Профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абз. 1 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196‑ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Все новые документы имеют ограниченный срок действия – до января 2027 года.
Работодателям надо быть предельно внимательными с штатными водителями, ведь автомобиль – источник повышенной опасности и потому наказания за нарушения могут быть довольно болезненными для бюджета организации. Достаточно вспомнить, например, ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, согласно которой компания может получить штраф до 130 000 рублей (а должностное лицо или ИП – до 25 000 рублей). Поэтому важно знать, что изменилось и на что работодателям обратить особо пристальное внимание.
1. Периоды работы и отдыха
Главное изменение для водителей связано с периодами труда и отдыха. В частности, время непрерывного вождения увеличили с 4 до 4,5 часов, а еженедельного отдыха – с 42 до 45 часов.
Рабочий день любого водителя теперь можно разделить на части, чего раньше предусмотрено не было. Причем перерыв для водителей городского транспорта может составлять до 3 часов, для остальных – до 5 часов. Важно, чтобы первый...