Если автомобиль используется для перевозки пассажиров и грузов

В прошлом номере журнала мы рассказали про документальное оформление допуска работника к служебному автомобилю, а также об обязанностях работодателя по отношению к работнику, совмещающему должность водителя. Теперь поговорим о ситуации, когда автомобиль нужен для перевозки пассажиров и (или) грузов, а также о категориях автомобилей, при использовании которых работодатели несут дополнительные обязанности. Приведем образцы заполнения журналов учета ДТП, нарушений ПДД; приказов о назначении лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, о проверках выполнения мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения; акта проверки выполнения указанных мероприятий.

Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей 1, эксплуатирующих транспортные средства, перечислены в ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ). Требования закона делятся на общие и специальные. В п. 1 указанной статьи даны общие обязанности для всех организаций, осуществляющих эксплуатацию транспортных средств, в п. 2 – специальные обязанности для тех из них, кто осуществляет перевозки пассажиров и (или) грузов автобусами или грузовыми автомобилями.

Например, все организации должны:

  • организовывать работу водителей 2 в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения (БДД);
  • соблюдать режим труда и отдыха водителей;
  • анализировать и устранять причины ДТП и нарушений правил дорожного движения (ПДД) с участием принадлежащих им транспортных средств;
  • осуществлять техническое обслуживание транспортных средств (ТС) в сроки, предусмотренные документацией их заводов-изготовителей, и пр.

Организации, которые перевозят пассажиров или грузы, обязаны:

  • создавать условия для «повышения квалификации» водителей;
  • назначать ответственного за обеспечение БДД;
  • обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям;
  • организовывать и проводить предрейсовый или предсменный контроль технического состояния ТС.

До 2018 г. многим работодателям получалось доказать, что перечисленные обязанности распространяются только на профессиональных перевозчиков (см., например, определение Верховного Суда РФ от 22.04.2016 по делу № А28-7292/2015, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19.06.2017 по делу № А04-10204/2016).

Однако с 21.12.2018 Закон № 196-ФЗ начал действовать в новой редакции 3, которая не оставила сомнений, что указанные нормы должны соблюдать все работодатели, эксплуатирующие транспортные средства. Это означает, что сам факт использования служебного транспорта возлагает на работодателя обязанности исполнения предписаний закона, даже если в его штатном расписании отсутствует позиция водителя.

А Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что все перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания обязательны только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют перевозки пассажиров (включая работников) или грузов (см. фрагмент документа ниже).

Фрагмент документа
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 № 26 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции»

3. На юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки на основании договоров перевозки грузов, пассажиров и багажа, а также перемещение лиц, кроме водителя, находящихся в транспортном средстве (на нем), и (или) материальных объектов без заключения указанных договоров (перевозка для собственных нужд), распространяются обязанности, предусмотренные для лиц, эксплуатирующих транспортные средства (например, статьей 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).

Получается: если на служебном автомобиле едет исключительно один водитель, без пассажиров и груза, то работодатель может не соблюдать перечисленные в Законе № 196-ФЗ предписания. Например, когда управляющий дополнительного офиса использует автомобиль, чтобы быстрее попасть на переговоры, работодатель может не выполнять эти предписания. Если же торговый представитель на служебном автомобиле перевозит товар, программист – компьютеры, а специалист службы безопасности – других сотрудников, то выполнение перечисленных в Законе № 196-ФЗ мероприятий является обязательным.

Общие требования закона

Рассмотрим подробнее, что должен (но часто забывает) делать работодатель, чьи работники перевозят пассажиров или грузы на ТС:

1. Анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих ему транспортных средств (абз. 5 п. 1 ст. 20 Закона № 196-ФЗ). Все ДТП с участием автомобиля работодателя, независимо от места их совершения, подлежат учету. Правила учета ДТП утверждены постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (далее – Правила учета ДТП).

Работодатель должен фиксировать все ДТП в журнале учета (форма утверждена приказом Министерства транспорта РФ от 02.04.1996 № 22). ДТП отмечаются там вне зависимости от вины водителя, места аварии и ее последствий. Предполагается, что содержащиеся в журнале сведения позволят работодателю:

  • оценить аварийность машины,
  • определить опасные аварийные участки на путевых маршрутах, а также
  • выявить водителей, наиболее подверженных попаданию в рискованные ситуации.

Журнал состоит из двух разделов:

  • данные для сверки с органами внутренних дел и
  • сведения, выясняемые в процессе внутреннего служебного расследования.

Приведем образец заполнения журнала учета ДТП (Пример 1).

Пример 1. Фрагмент журнала учета дорожно-транспортных происшествий

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

4 главных изменения для работодателей, у которых в штате есть водители

Сотрудники на служебных автомобилях всегда были в центре внимания ГИТ. Причем инспекторы традиционно проверяют не только транспортные организации и их документы на водителей, а всех работодателей, у кого есть корпоративный автопарк. Речь идет о безопасности, охране здоровья, и наказание за нарушения может быть очень серьезным. Рассказываем об основных изменениях, которые произошли за последнее время, в частности как изменились требования к работникам-водителям, режиму их труда и отдыха, а также охране труда.

Топ-4 вопросов об обучении работников

Ответим на самые наболевшие вопросы работодателей, связанные с направлением сотрудников на обучение: в каких случаях работодатели обязаны заняться обучением персонала, а когда просто имеют на это право? надо ли платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? каким документом оформляется обучение: ученическим договором или соглашением об обучении? что необходимо включить в ученический договор по закону, а что целесообразно прописать для снижения рисков на случай конфликта?

Есть автомобиль, но нет штатного водителя. Какие документы надо оформить?

Работодатели все чаще отказываются от содержания штата водителей. Транспортировать груз и персонал можно, пользуясь услугами посторонней транспортной компании или компенсируя расходы работников на транспорт. Есть еще один способ – ​предоставить работникам право пользоваться служебным автомобилем. В статье рассмотрим, какие обязанности должен выполнить работодатель при использовании такого способа. Перечень обязанностей отличается у разных категорий работодателей.

4 главных изменения для работодателей, у которых в штате есть водители

Сотрудники на служебных автомобилях всегда были в центре внимания ГИТ. Причем инспекторы традиционно проверяют не только транспортные организации и их документы на водителей, а всех работодателей, у кого есть корпоративный автопарк. Речь идет о безопасности, охране здоровья, и наказание за нарушения может быть очень серьезным. Рассказываем об основных изменениях, которые произошли за последнее время, в частности как изменились требования к работникам-водителям, режиму их труда и отдыха, а также охране труда.

Топ-4 вопросов об обучении работников

Ответим на самые наболевшие вопросы работодателей, связанные с направлением сотрудников на обучение: в каких случаях работодатели обязаны заняться обучением персонала, а когда просто имеют на это право? надо ли платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? каким документом оформляется обучение: ученическим договором или соглашением об обучении? что необходимо включить в ученический договор по закону, а что целесообразно прописать для снижения рисков на случай конфликта?

Есть автомобиль, но нет штатного водителя. Какие документы надо оформить?

Работодатели все чаще отказываются от содержания штата водителей. Транспортировать груз и персонал можно, пользуясь услугами посторонней транспортной компании или компенсируя расходы работников на транспорт. Есть еще один способ – ​предоставить работникам право пользоваться служебным автомобилем. В статье рассмотрим, какие обязанности должен выполнить работодатель при использовании такого способа. Перечень обязанностей отличается у разных категорий работодателей.