Top.Mail.Ru

Простой по вине работодателя: когда нужны причины

Если простой вводится по желанию работодателя в целях экономии на выплате заработной платы и отстранения «вредных» сотрудников от ресурсов компании, возникает ущемление интересов работников – они лишены права на труд и полноценную оплату своего труда. Этот случай можно назвать недобросовестным применением простоя. Проанализируем судебную практику, выделив признаки недобросовестности работодателя при объявлении простоя. Ведь главным риском необоснованного введения простоя является его оспаривание работником в суде и взыскание «сэкономленных» работодателем сумм, а также ­судебных издержек и компенсации морального вреда.

Трудовое законодательство разрешает объявить простой работникам по вине работодателя. Эта процедура, как предполагалось, дает последнему возможность при неблагоприятных обстоятельствах приостановить рабочие процессы и выплачивать персоналу лишь 2/3 среднего заработка. Однако зачастую работодатели используют эту возможность не по объективным причинам, а желая исключить неугодного или ненужного работника из бизнес-процессов компании. В этом случае сотрудники далеко не всегда соглашаются с такой постановкой вопроса, ведь объявление простоя может стать одним из шагов, предпринятых работодателем с целью вынудить сотрудника к увольнению. Закон и сложившаяся практика его применения свидетельствуют о том, что самого по себе волеизъявления ­работодателя на объявление простоя по его собственной вине недостаточно.

Судебная практика уделяет внимание наличию у работодателя реальных обстоятельств, вызвавших объявление простоя. Обратимся к решениям судов, которые позволят сделать выводы о рисках работодателя в случае объявления простоя по его инициативе.

Законодательное регулирование простоя по вине работодателя

Для начала разберемся, в чем суть такого правового инструмента, как объявление простоя по вине работодателя. В ТК РФ, прямо скажем, положения о простое весьма скудны, ему не посвящается отдельной статьи. Определение простоя дается в ст. 72.2 ТК РФ «Временный перевод на другую работу». В соответствии с ней простой – это временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, ­технического или организационного характера.

Как следует из ст. 157 ТК РФ, простой возникает по вине работодателя, по вине работника, а также по причинам, не зависящим от воли сторон. Именно от фактора вины и ее субъекта зависит оплата простоя: в случае вины работодателя или если причины не зависят от воли сторон время простоя оплачивается из расчета 2/3 среднего заработка работника. При наличии же вины работника простой не оплачивается.

Однако в ТК РФ не содержится понятия вины. Очевидно, что в этой ситуации его придется позаимствовать из других отраслей ­законодательства.

Нас в данном контексте интересует простой по вине работодателя. Когда она присутствует? В соответствии с ч. 2 ст. 22 ТК РФ работодатель обязан обеспечивать сотрудника работой, обусловленной трудовым договором, оборудованием, инструментами, рабочим местом, техникой и т.п., необходимыми для осуществления трудовой функции. А такого рода обстоятельства, как, например, неплатежи контрагентов, отсутствие заказов и т.п., относятся к категории предпринимательских рисков, и эти риски полностью лежат на работодателе, перекладывание их на ­работника недопустимо.

Но что интересно, даже в случае, если работодатель объявляет простой по своей вине, ему все равно следует делать это только при наличии объективных причин. Ведь выплата 2/3 среднего заработка и отсутствие возможности трудиться – это в любом случае негативные последствия для работника, которые работодатель не имеет права создавать без ­объективных причин, лишь по своему усмотрению.

Что же касается процедурных вопросов введения простоя по вине работодателя, тут также имеется пробел в регулировании. Очевидно, что работник должен быть уведомлен о причинах, начале и периоде простоя, причем до начала простоя либо непосредственно в день начала. Логичнее всего это сделать, издав соответствующий приказ. Также напрашивается вопрос, а следует ли работнику присутствовать на работе во время простоя? Поскольку в соответствии со ст. 107 ТК РФ время простоя не относится ко времени отдыха, то сотруднику следует присутствовать на рабочем месте в готовности приступить к работе по окончании простоя. Однако если присутствия работника в этот период не требуется или, более того, оно нежелательно, об этом...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что кадровику нужно знать об оплате простоя

В поисках оптимизации многие работодатели объявляют в компании простой. Посмотрим, в каких случаях его законно вводить, какие документы составить, кого уведомить, а также на примерах разберемся, как оплатить часы простоя в ­зависимости от того, кто виноват в нем.

Подводные камни временных и постоянных переводов

Для оформления временных или постоянных переводов на другую работу у одного и того же работодателя необходимы определенные факторы – изменение трудовой функции работника, реорганизация структурного подразделения, в котором он трудится, или перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Они влекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются либо по соглашению сторон, либо по инициативе работодателя, но в строго оговоренных случаях. Изучим процедуру, а также отличия перевода от перемещения, переименования структурного подразделения или должности.

Увольнение при смене собственника имущества организации или реорганизации

По какому основанию можно уволить работников при реорганизации предприятия, если они требуют продолжить с ними отношения на ранее действовавших условиях трудовых договоров? Нужно ли вносить изменения в трудовые договоры при смене собственника имущества организации? От имени нового или старого работодателя должна быть сделана запись об увольнении в трудовой книжке? Требуется ли при этом предварительно вносить запись о реорганизации? На эти и другие вопросы ответы найдете в статье нашего автора.

Все, что вы хотели знать о сокращениях

Сокращение штата или численности работников довольно трудоемко и занимает значительное количество времени. К сожалению, практика показывает, что ошибки и промахи работодателя неизбежны, как по существу, так и в отношении процедурных моментов. Давайте разберемся, что необходимо предпринять, какие документы составлять и на что обратить внимание, чтобы свести к минимуму ­возможность восстановления уволенного сотрудника на работе.

Подводные камни временных и постоянных переводов

Для оформления временных или постоянных переводов на другую работу у одного и того же работодателя необходимы определенные факторы – изменение трудовой функции работника, реорганизация структурного подразделения, в котором он трудится, или перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Они влекут за собой изменение определенных сторонами условий трудового договора, которые допускаются либо по соглашению сторон, либо по инициативе работодателя, но в строго оговоренных случаях. Изучим процедуру, а также отличия перевода от перемещения, переименования структурного подразделения или должности.

Что кадровику нужно знать об оплате простоя

В поисках оптимизации многие работодатели объявляют в компании простой. Посмотрим, в каких случаях его законно вводить, какие документы составить, кого уведомить, а также на примерах разберемся, как оплатить часы простоя в ­зависимости от того, кто виноват в нем.

Все, что вы хотели знать о сокращениях

Сокращение штата или численности работников довольно трудоемко и занимает значительное количество времени. К сожалению, практика показывает, что ошибки и промахи работодателя неизбежны, как по существу, так и в отношении процедурных моментов. Давайте разберемся, что необходимо предпринять, какие документы составлять и на что обратить внимание, чтобы свести к минимуму ­возможность восстановления уволенного сотрудника на работе.

Увольнение при смене собственника имущества организации или реорганизации

По какому основанию можно уволить работников при реорганизации предприятия, если они требуют продолжить с ними отношения на ранее действовавших условиях трудовых договоров? Нужно ли вносить изменения в трудовые договоры при смене собственника имущества организации? От имени нового или старого работодателя должна быть сделана запись об увольнении в трудовой книжке? Требуется ли при этом предварительно вносить запись о реорганизации? На эти и другие вопросы ответы найдете в статье нашего автора.