Сокращение штата или численности работников довольно трудоемко и занимает значительное количество времени. К сожалению, практика показывает, что ошибки и промахи работодателя неизбежны, как по существу, так и в отношении процедурных моментов. Давайте разберемся, что необходимо предпринять, какие документы составлять и на что обратить внимание, чтобы свести к минимуму ­возможность восстановления уволенного сотрудника на работе.

В нынешнее непростое для российской экономики время тяжело приходится не только государству, но и представителям бизнеса. Как правило, в период экономического спада организации оптимизируют свои расходы, в том числе и на оплату труда. В частности, это может быть выражено в сокращении штата и (или) численности работников, о чем мы и поговорим в статье. Рассмотрим вопросы документального оформления процесса сокращения штата и (или) численности и отметим основные моменты, на которые стоит обратить ­внимание кадровикам.

Сокращаем штат или численность?

Прежде чем приступить к процедуре сокращения штата и (или) численности работников работодателю следует понять различия между собственно сокращением штата и сокращением численности и определиться, какую именно процедуру следует провести: по сокращению только численности работников или по сокращению штата и численности. Очевидно, что сокращение численности или штата является следствием ­изменений в ­экономике или технологии труда в рамках организации.

Штат работников – это совокупность должностей руководителей, специалистов, профессий рабочих, закрепленная в штатном расписании организации. Численность – это списочный состав работников организации. Соответственно, сокращение штата – это внесение изменений в штатное расписание в связи с исключением из него определенных должностей / профессий, а сокращение численности – это сокращение числа работающих в организации людей (уменьшение количества ­штатных единиц по определенной должности / профессии).

Приведем пошаговую процедуру сокращения штата и (или) численности.

Процедура

ШАГ 1. Необходимо издать приказы:

  1. О внесении изменений в штатное расписание (Пример 1).
  2. О проведении мероприятий по сокращению численности и (или) штата работников (Пример 2).

Пример 1. Приказ о проведении мероприятий по сокращению численности и (или) штата работников

Пример 2. Приказ о внесении изменений в штатное расписание

ШАГ 2. В день издания приказа о внесении изменений в штатное расписание организации, но не позднее, чем за два месяца до предстоящего сокращения, следует:

  • оповестить работника о предстоящем сокращении путем передачи под личную подпись письменного предупреждения, в котором одновременно следует предложить ему имеющиеся в организации вакансии, соответствующие его квалификации, а также вакантные ниже­стоящие должности или нижеоплачиваемую работу (в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 180 ТК РФ, см. Пример 3) 1;
  • уведомить органы службы занятости. В тексте уведомления нужно указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, а также условия оплаты труда работника (в соответствии с п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как перейти на электронные кадровые документы

Кадровые документы теперь можно создавать, подписывать, использовать и хранить в электронном виде. Бумажные экземпляры при этом не нужны. В список исключений попали только несколько документов. Кадровый эксперимент, длившийся в России больше года, завершился 15 ноября. Уже на следующий день Госдума РФ приняла закон с поправками в ТК РФ. Меньше чем за неделю он получил одобрение Совета Федерации РФ и подпись Президента РФ. Основная масса поправок вступила в силу в день опубликования – ​22.11.2021. Теперь участники эксперимента и любые другие организации могут полноценно вести кадровый электронный документооборот (КЭДО). Как начать обмениваться с работниками кадровыми документами в электронном виде и соблюдать требования закона, разбирает Юлия Попова, руководитель направления кадрового ЭДО в .

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Оформляем фактический допуск к работе

Некоторым работодателям удобно стажировать нового работника пару-тройку дней. Чаще всего такое встречается в сфере торговли. За это время уже может сложиться впечатление о работнике, его навыках в этой профессии и о том, подходит он вам или нет. Конечно, заключать трудовой договор с первого дня работы для работодателя нецелесообразно – ​вдруг работник не справится с работой или не сойдется характерами с руководством. И такие работодатели ошибочно считают, что могут оформить отношения на несколько дней работы с работником как фактический допуск, а потом отказаться принять его на работу и не заключить трудовой договор. В статье рассмотрим сущность фактического допуска к работе, процедуру оформления (с образцами необходимых документов), есть ли возможность не заключать в дальнейшем трудовой договор и какую ответственность понесет работодатель за нарушения в данной сфере.

Нюансы трудовых отношений с совместителями

Трудоустройство по совместительству на сегодняшний день получает все большее распространение. Это и понятно: в условиях общего снижения доходов люди стараются больше работать как у своего основного, так и у других работодателей. Поэтому кадровики все чаще сталкиваются с необходимостью учета особенностей работы по совместительству. В статье рассказываем: какие запреты и ограничения установлены в этой связи в трудовом законодательстве; что делать, если сотрудник при приеме на работу скрыл свой статус; какие документы он должен предоставить при трудоустройстве; нужно ли подтверждать, что у него есть основная работа; каким образом заполнять на совместителя СЗВ-ТД и табель учета рабочего времени; нужно ли вносить записи в бумажную трудовую книжку; как предоставляется отпуск, рассчитывается зарплата, оформляется командировка и какие другие особенности работы совместителей нужно знать. Приводим образцы формулировок для документов, которыми можно воспользоваться на практике.

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.