Сокращение штата или численности работников довольно трудоемко и занимает значительное количество времени. К сожалению, практика показывает, что ошибки и промахи работодателя неизбежны, как по существу, так и в отношении процедурных моментов. Давайте разберемся, что необходимо предпринять, какие документы составлять и на что обратить внимание, чтобы свести к минимуму ­возможность восстановления уволенного сотрудника на работе.

В нынешнее непростое для российской экономики время тяжело приходится не только государству, но и представителям бизнеса. Как правило, в период экономического спада организации оптимизируют свои расходы, в том числе и на оплату труда. В частности, это может быть выражено в сокращении штата и (или) численности работников, о чем мы и поговорим в статье. Рассмотрим вопросы документального оформления процесса сокращения штата и (или) численности и отметим основные моменты, на которые стоит обратить ­внимание кадровикам.

Сокращаем штат или численность?

Прежде чем приступить к процедуре сокращения штата и (или) численности работников работодателю следует понять различия между собственно сокращением штата и сокращением численности и определиться, какую именно процедуру следует провести: по сокращению только численности работников или по сокращению штата и численности. Очевидно, что сокращение численности или штата является следствием ­изменений в ­экономике или технологии труда в рамках организации.

Штат работников – это совокупность должностей руководителей, специалистов, профессий рабочих, закрепленная в штатном расписании организации. Численность – это списочный состав работников организации. Соответственно, сокращение штата – это внесение изменений в штатное расписание в связи с исключением из него определенных должностей / профессий, а сокращение численности – это сокращение числа работающих в организации людей (уменьшение количества ­штатных единиц по определенной должности / профессии).

Приведем пошаговую процедуру сокращения штата и (или) численности.

Процедура

ШАГ 1. Необходимо издать приказы:

  1. О внесении изменений в штатное расписание (Пример 1).
  2. О проведении мероприятий по сокращению численности и (или) штата работников (Пример 2).
Пример 1. Приказ о проведении мероприятий по сокращению численности и (или) штата работников
Пример 2. Приказ о внесении изменений в штатное расписание

ШАГ 2. В день издания приказа о внесении изменений в штатное расписание организации, но не позднее, чем за два месяца до предстоящего сокращения, следует:

  • оповестить работника о предстоящем сокращении путем передачи под личную подпись письменного предупреждения, в котором одновременно следует предложить ему имеющиеся в организации вакансии, соответствующие его квалификации, а также вакантные ниже­стоящие должности или нижеоплачиваемую работу (в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 180 ТК РФ, см. Пример 3)

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Считаем стаж за периоды декретных отпусков

Уходящие в отпуск по беременности и родам, а потом и по уходу за ребенком работницы часто задаются вопросом: будут ли входить эти периоды в трудовой и страховой стажи, которые влияют на назначение пенсии, пособий и другие виды отпусков. Объясняем на пальцах, чтобы вы могли снять все вопросы у молодых мам.

ТОП-5 ошибок в сфере работы с персональными данными

Одна из самых опасных тем для работодателей сегодня – ​персональные данные. Опасной ее делают сразу несколько факторов: это последние изменения в законодательстве, возможный штраф до 6 млн рублей, возобновление проверок Роскомнадзора. А еще – риски жалоб от сотрудников и даже кандидатов. Выделим 5 самых распространенных ошибок работодателей в вопросах защиты персональных данных. И расскажем, что делать, чтобы их избежать. Это как раз те случаи, когда можно учиться на чужих ошибках.

Как уволиться, если скончался работодатель

Пандемия коронавируса поднимает важный вопрос, связанный со смертью работодателя: когда скончался генеральный директор, являющийся единственным участником ООО, или работодатель – ​индивидуальный предприниматель. В статье даем советы, куда обращаться в зависимости от конкретных обстоятельств и как получить невыплаченную зарплату. Приводим образцы документов – ​обращения к наследнику работодателя и уведомления о приостановке работы.

Какие изменения нужно срочно внести в ЛНА

Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и как меняется трудовое законодательство. И такие изменения часто требуют от работодателя срочно внести корректировки в локальные нормативные акты. Иначе неактуальная и противоречащая законодательству редакция может повлечь споры с работниками и штрафы со стороны контролирующих органов. Поэтому в статье рассказываем о наиболее актуальных и интересных большинству работодателей изменениях трудового законодательства, в связи с которыми нужно внести правки в локальные нормативные акты. Особое внимание наши эксперты уделили спорным в практике кадровиков вопросам.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Медосмотры при приеме на работу

В некоторых случаях заключение с сотрудником трудового договора без проведения обязательного предварительного медицинского осмотра является нарушением законодательства о труде. Из статьи вы узнаете, для каких категорий работников обязательны такие обследования, о порядке их проведения и налогообложении расходов на медосмотры.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?