Пандемия вносит свои коррективы во все сферы жизни. В сложившихся обстоятельствах HR-менеджерам и руководителям следует немного изменить тактику подбора персонала и обращать внимание не только на профессиональные навыки и опыт, но и оценивать другие качества, о которых пойдет речь в статье. Это позволит укомплектовать штат нужными людьми, избежать текучки и сохранить конкурентоспособность.
Пандемия повлияла на деловые отношения, экономику и социальную сферу. Для работодателей изменения коснулись в первую очередь режимов работы, когда сотрудников приходилось переводить на удаленку, а затем возвращать в офисы. Кроме того, надо было организовать телеметрию и мониторинг самочувствия людей, обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты. В сфере обслуживания и торговле пришлось менять бизнес-процессы. Например, коммуникации с клиентами перевели в онлайн-режим, открыли интернет-магазины, ввели доставку товаров для минимизации контактов. Для руководителя и менеджера по персоналу сейчас остро стоит вопрос подбора персонала, способного успешно работать в условиях пандемии. От кандидатов, помимо компетенций, необходимых в «мирное время», требуются и другие, не всегда очевидные.
Новые вызовы
Прежде всего, необходимо понять, с какими трудностями сталкиваются сотрудники и что изменилось в их работе.
Ответственность. В сложные времена понятие ответственности приобретает особое значение. Когда обществу угрожает опасность (а сейчас это действительно так), успех выживания зависит от личных усилий каждого. Никто не заставит человека вакцинироваться или менять маску каждые 3 часа. Чтобы контролировать всех, не хватит ресурсов – ни административных, ни временных, ни экономических. Людям приходится думать не только о себе, но и о своих близких, клиентах, коллегах. Надевая маску и перчатки, они, конечно, испытывают дискомфорт и, возможно, все равно заболеют, но зато не заразят других. Тут как на войне – солдат может занимать невыгодную позицию с точки зрения личного выживания, но так необходимо для боевого подразделения. Иногда и сотрудникам приходится нести финансовые издержки – приобретать средства гигиены и индивидуальной защиты, и это неизбежно.
Меняющиеся условия работы. Перевод с удаленного формата на очный и наоборот – стресс. Человек работает производительней, когда условия труда более-менее неизменны. До пандемии удаленка воспринималась многими как некоторая степень свободы, приятное послабление. Но пришлось покинуть офисы, и оказалось, что работать в таком режиме не так уж и комфортно.
Сотрудники кол-центров, имеющие детей, столкнулись с серьезными неудобствами, когда детсады закрылись и пришлось работать дома. При входящем звонке операторы отвечали клиентам, но маленькие члены семьи вмешивались в беседу, отвлекали родителей от разговоров. Объяснить четырех-пятилетнему ребенку, что мама или папа работает, нелегко, а запереть в соседней комнате (если она есть), как минимум, негуманно, а порой и опасно. Трудиться, когда сын или дочь капризничают, срочно хотят поиграть или поесть, сложно.