Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Должен ли работодатель исполнять рекомендации и подзаконные акты

Большая часть обязанностей работодателей по борьбе с коронавирусом прописываются в нормативных правовых актах региональных властей 1 и рекомендациях Роспотребнадзора. Нет отдельного закона о профилактике коронавируса и не принято каких-либо новых санитарных правил по предотвращению распространения COVID-19. Возникает вопрос: имеют ли юридическую силу действующие в настоящий момент требования к профилактике COVID-19? Отвечая на обозначенный вопрос, следует отметить, что в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья людей;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Конкретное содержание перечисленных обязанностей как раз и раскрывается в региональных и местных нормативных правовых актах, а также разъяснениях Роспотребнадзора.

Мнение эксперта

Добавим, что сам Роспотребнадзор в письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 заявил, что его рекомендации нормативными правовыми актами не являются, т. к. носят рекомендательный характер, и ответственность за их неисполнение организациями и гражданами законодательством не предусмотрена. Но в этом же письме ведомство пояснило, что санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 2 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, являются обязательными. За их неисполнение работодатель понесет административную ответственность.

Перечислим обязанности, установленные СП 3.1.3597-20 (п. 4.4) для организаций и ИП на федеральном уровне. Так, необходимо:

1) обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха, создать запас дезинфицирующих средств, ограничить или отменить выезд за пределы территории РФ; а для предприятий общественного питания, объектов торговли, транспорта отдельно прописана обязанность организовать дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

2) организовать при приходе на работу выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний;

3) использовать меры социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на дистанционный режим работы;

4) ограничить или отменить проведение массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Если изучить рекомендации Роспотребнадзора, то можно заметить, что многие из них раскрывают обязательные требования санитарно-эпидемиологических правил, предлагая гражданам и компаниям меры по их выполнению.

Например, в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 прописано, что организации и ИП должны обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях. А в письмах Роспотребнадзора, к которым приложены рекомендации, эта обязанность расшифрована. Так, в письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 3 ведомство разъясняет, что нужно делать «качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия 4, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т. п.), во всех помещениях – ​с кратностью обработки каждые 2 часа».

Также необходимо учитывать, что региональные акты могут устанавливать дополнительные обязанности работодателей, за невыполнение которых они понесут ответственность. В частности, согласно Требованиям к организациям и ИП г. Москвы работодатели с 12.05.2020 должны обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Роспотребнадзора и его территориальных подразделений (п. 2.8).

То есть региональные власти прямо обязали московских работодателей выполнять рекомендации Роспотребнадзора! Аналогичные требования могут содержаться и в других региональных актах. Так что внимательно ознакомьтесь с ними. Также московским работодателям вменено в обязанности:

1) не допускать к работе лиц, обязанных соблюдать режим самоизоляции, а также с симптомами респираторной вирусной инфекции или при поставленном диагнозе ОРВИ, COVID-19, пневмонии у работника или у лиц, совместно проживающих с ним;

2) обеспечить соблюдение режима использования СИЗ:

  • органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;
  • рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования (лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи), а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц (дверными ручками, поручнями, пр.);

3) измерять температуру тела работников при допуске на рабочие места и территорию работодателя, и далее с периодичностью (не менее одного раза в 4 часа);

4) проводить тестирование работников на коронавирус каждые 15 дней в отношении не менее 10% работников;

5) обеспечить социальное дистанцирование между стационарными рабочими местами (не менее 1,5 метра), а при невозможности – ​установить между ними разделительные перегородки.

Так что вы можете отказаться от соблюдения каких-то рекомендаций ведомства (или выполнять их частично), но перед этим уточните, не являются ли они «расшифровкой» обязательных норм, а также не потребовали ли местные власти вас их выполнять. Придя с проверкой к вам в организацию, проверяющие спросят, как исполняются (или выполнялись во время установленных региональными властями ограничительных и иных подобных мер) требования. И доказать их проведение можно только подтверждающими документами.

За несоблюдение распоряжений и указов глав регионов, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. На это указал Верховный Суд РФ, отвечая на вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020).

Ответственность по ст. 20.6.1 КоАП наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП – ​от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на организации – ​от 100 000 до 300 000 рублей.

Если же указанные действия повлекут вред здоровью человека, то ответственность ужесточится:

  • сумма штрафа для должностного лица может возрасти до 500 000 рублей (или он будет дисквалифицирован на срок до 3 лет);
  • для организации или индивидуального предпринимателя штраф составит до 1 000 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Ниже рассмотрим подробнее основные обязанности (и рекомендации), которые коснулись практически всех работодателей в связи с пандемией.

Перевести сотрудников на дистанционный режим работы

Осенью ограничительные меры в связи с коронавирусом начали постепенно ужесточаться. Так, сначала мэр Москвы 5  подписал Указ № 92-УМ  6, в котором призвал жителей ограничить контакты, в том числе с отдельно живущими родственниками, и по возможности не выходить из дома. На своем официальном сайте мэр рекомендовал работающим пенсионерам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями перейти на дистанционный формат или уйти в отпуск  7. Причем пояснил, что если невозможно ни первое, ни второе, то они могут оформить больничные листы. Для этого гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, следует обращаться по телефону горячей линии, а работающим пенсионерам 65+ их выпишут централизованно по заявкам работодателей 8.

Затем последовал другой указ 9. На период с 05.10.2020 по 28.10.2020 мэр Москвы обязал работодателей,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Работница подлежала сокращению 28 апреля, а уволили ее 15 мая. Требовалось ли организации изадать приказ о нерабочих днях в этот период

Работник подлежал сокращению 28 апреля. Указами Президента объявлены нерабочие дни, и в этот период нельзя увольнять работников. Торговый центр, в котором работала сотрудница, возобновил деятельность 15 мая, работник была уведомлена о возобновлении работы, явилась на работу и была уволена 15 мая. Затем она обратилась с иском о восстановлении в суд, поскольку была уволена не 28 апреля, а 15 мая. 15 мая организация возобновила деятельность, так как в продаже появились товары первой необходимости. Нужно ли было издать приказ об объявлении нерабочих дней в период с 11 мая по 15 мая?

Елена Кожемякина: «“Работа в России” стала еще одним “подарком” для работодателей»

Весной этого года с началом пандемии у работодателей возникла новая обязанность – ​регистрироваться на портале «Работа в России» и сообщать через него о целом ряде кадровых событий, включая увольнения, перевод на «удаленку», неполное рабочее время и пр. Несмотря на то что обязанность временная (пока она установлена до конца 2020 года, но, возможно, будет продлена) и существует уже несколько месяцев, вопросов по ней очень много. Что из себя представляет портал? Всем ли необходимо там регистрироваться? Нужно ли для этого быть зарегистрированным на портале госуслуг? Какая ответственность за неуведомление службы занятости? Надо ли подавать информацию о чем-то еще, например дистанционной работе и переходе на неполный рабочий день? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» собрал самые частые вопросы кадровиков и поговорил о них с Еленой Кожемякиной, управляющим партнером юридической фирмы BLS.

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Устанавливаем разделение рабочего дня на части

Ограничения, введенные из-за коронавируса, оказали значительное влияние на трудовые отношения. Некоторые работодатели стали делить рабочий день сотрудников на части. С одной стороны, для защиты персонала – чтобы они не ездили в общественном транспорте в час пик на работу, а также для обеспечения требуемой дистанции между присутствующими в офисе сотрудниками во время рабочего дня. С другой стороны, из-за пандемии у многих перестроился поток клиентов / покупателей и оказалось бессмысленно держать на работе сотрудников в те часы, когда клиентов / покупателей нет. Расскажем, в каких случаях законодатель разрешает поделить рабочую смену / день на периоды и как пошагово перейти на режим разделения рабочего дня на части.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.

Работники сохранили бумажные трудовые книжки – нужно ли отправлять отчет СЗВ-ТД

Нужно ли отправлять отчет по форме СЗВ-ТД, если работники сохранили бумажную трудовую книжку? Если да, то в какие сроки и какие данные указывать в СЗВ-ТД?

Медосмотры сотрудников в условиях пандемии

Безопасные условия труда для сотрудников сегодня заботят кадровиков особенно сильно. И понятно почему. Чаще всего под этим сейчас понимают именно требования в связи с коронавирусом: маски, дезинфекция, перегородки, разметка и т. д. Но никто не отменял и базовые правила. В частности, обязательные медицинские осмотры для сотрудников. Расскажем, что изменилось и добавилось в правилах проведения таких осмотров.

Как без проблем сдать отчет по форме СЗВ-ТД

С 2020 г. некоторые работодатели должны ежемесячно сдавать новый отчет – ​СЗВ-ТД. Форма и порядок ее заполнения утверждены постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п. Форма СЗВ-ТД является обязательной и дополнила персонифицированные отчеты по работникам после введения электронных трудовых книжек. Кто должен заполнить и сдать данную форму? Как заполнять в первый раз по новому работнику и в последующем регулярно? Куда сдавать? Какие есть нюансы при заполнении на сотрудников, которые работают по совместительству и дистанционно? Все эти и другие вопросы в статье, которая поможет работодателю правильно и вовремя сдать отчет по новой форме.