Top.Mail.Ru
Пандемия коронавирусной инфекции добавила работодателям новые обязанности. Их спектр достаточно широк – ​от норм безопасности в офисе до измерения температуры сотрудников. Расскажем, какие из них являются рекомендательными, а за какие можно поплатиться рублем. Выясним, какие кадровые документы нужно составить (с образцами), чтобы проверяющие не оштрафовали, о чем необходимо информировать работников и в какой форме, когда отстранять от работы и можно ли не организовывать тестирование на коронавирус, если сотрудники письменно отказались от его проведения.

Должен ли работодатель исполнять рекомендации и подзаконные акты

Большая часть обязанностей работодателей по борьбе с коронавирусом прописываются в нормативных правовых актах региональных властей 1 и рекомендациях Роспотребнадзора. Нет отдельного закона о профилактике коронавируса и не принято каких-либо новых санитарных правил по предотвращению распространения COVID-19. Возникает вопрос: имеют ли юридическую силу действующие в настоящий момент требования к профилактике COVID-19? Отвечая на обозначенный вопрос, следует отметить, что в силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52‑ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» все работодатели, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны:

  • выполнять требования санитарного законодательства, постановлений и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора;
  • разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
  • обеспечивать безопасность выполняемых работ и оказываемых услуг для здоровья людей;
  • осуществлять гигиеническое обучение работников.

Конкретное содержание перечисленных обязанностей как раз и раскрывается в региональных и местных нормативных правовых актах, а также разъяснениях Роспотребнадзора.

Мнение эксперта

Добавим, что сам Роспотребнадзор в письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 заявил, что его рекомендации нормативными правовыми актами не являются, т. к. носят рекомендательный характер, и ответственность за их неисполнение организациями и гражданами законодательством не предусмотрена. Но в этом же письме ведомство пояснило, что санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» 2 , утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15, являются обязательными. За их неисполнение работодатель понесет административную ответственность.

Перечислим обязанности, установленные СП 3.1.3597-20 (п. 4.4) для организаций и ИП на федеральном уровне. Так, необходимо:

1) обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях, использовать оборудование по обеззараживанию воздуха, создать запас дезинфицирующих средств, ограничить или отменить выезд за пределы территории РФ; а для предприятий общественного питания, объектов торговли, транспорта отдельно прописана обязанность организовать дезинфекцию оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;

2) организовать при приходе на работу выявление лиц с признаками инфекционных заболеваний;

3) использовать меры социального разобщения (временное прекращение работы предприятий общественного питания, розничной торговли (за исключением торговли товарами первой необходимости), переход на дистанционный режим работы;

4) ограничить или отменить проведение массовых мероприятий (развлекательных, культурных, спортивных).

Если изучить рекомендации Роспотребнадзора, то можно заметить, что многие из них раскрывают обязательные требования санитарно-эпидемиологических правил, предлагая гражданам и компаниям меры по их выполнению.

Например, в п. 4.4 СП 3.1.3597-20 прописано, что организации и ИП должны обеспечить проведение дезинфекции во всех рабочих помещениях. А в письмах Роспотребнадзора, к которым приложены рекомендации, эта обязанность расшифрована. Так, в письме от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 3 ведомство разъясняет, что нужно делать «качественную уборку помещений с применением дезинфицирующих средств вирулицидного действия 4, уделив особое внимание дезинфекции дверных ручек, выключателей, поручней, перил, контактных поверхностей (столов и стульев работников, орг. техники), мест общего пользования (комнаты приема пищи, отдыха, туалетных комнат, комнаты и оборудования для занятия спортом и т. п.), во всех помещениях – ​с кратностью обработки каждые 2 часа».

Также необходимо учитывать, что региональные акты могут устанавливать дополнительные обязанности работодателей, за невыполнение которых они понесут ответственность. В частности, согласно Требованиям к организациям и ИП г. Москвы работодатели с 12.05.2020 должны обеспечить соблюдение рекомендаций по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции Роспотребнадзора и его территориальных подразделений (п. 2.8).

То есть региональные власти прямо обязали московских работодателей выполнять рекомендации Роспотребнадзора! Аналогичные требования могут содержаться и в других региональных актах. Так что внимательно ознакомьтесь с ними. Также московским работодателям вменено в обязанности:

1) не допускать к работе лиц, обязанных соблюдать режим самоизоляции, а также с симптомами респираторной вирусной инфекции или при поставленном диагнозе ОРВИ, COVID-19, пневмонии у работника или у лиц, совместно проживающих с ним;

2) обеспечить соблюдение режима использования СИЗ:

  • органов дыхания (маски, респираторы) на рабочих местах и территории работодателя, за исключением случаев нахождения работника в обособленном помещении без присутствия иных лиц;
  • рук (перчатки) на рабочих местах и (или) территории работодателя в случаях посещения мест общего пользования (лифтов, санитарных узлов, мест приема пищи), а также физического контакта с предметами, используемыми неограниченным кругом лиц (дверными ручками, поручнями, пр.);

3) измерять температуру тела работников при допуске на рабочие места и территорию работодателя, и далее с периодичностью (не менее одного раза в 4 часа);

4) проводить тестирование работников на коронавирус каждые 15 дней в отношении не менее 10% работников;

5) обеспечить социальное дистанцирование между стационарными рабочими местами (не менее 1,5 метра), а при невозможности – ​установить между ними разделительные перегородки.

Так что вы можете отказаться от соблюдения каких-то рекомендаций ведомства (или выполнять их частично), но перед этим уточните, не являются ли они «расшифровкой» обязательных норм, а также не потребовали ли местные власти вас их выполнять. Придя с проверкой к вам в организацию, проверяющие спросят, как исполняются (или выполнялись во время установленных региональными властями ограничительных и иных подобных мер) требования. И доказать их проведение можно только подтверждающими документами.

За несоблюдение распоряжений и указов глав регионов, направленных на борьбу с новой коронавирусной инфекцией, работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ. На это указал Верховный Суд РФ, отвечая на вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21.04.2020).

Ответственность по ст. 20.6.1 КоАП наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации или в зоне чрезвычайной ситуации. Санкция статьи предусматривает наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц от 10 000 до 50 000 рублей;
  • на ИП – ​от 30 000 до 50 000 рублей;
  • на организации – ​от 100 000 до 300 000 рублей.

Если же указанные действия повлекут вред здоровью человека, то ответственность ужесточится:

  • сумма штрафа для должностного лица может возрасти до 500 000 рублей (или он будет дисквалифицирован на срок до 3 лет);
  • для организации или индивидуального предпринимателя штраф составит до 1 000 000 рублей (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Ниже рассмотрим подробнее основные обязанности (и рекомендации), которые коснулись практически всех работодателей в связи с пандемией.

Перевести сотрудников на дистанционный режим работы

Осенью ограничительные меры в связи с коронавирусом начали постепенно ужесточаться. Так, сначала мэр Москвы 5  подписал Указ № 92-УМ  6, в котором призвал жителей ограничить контакты, в том числе с отдельно живущими родственниками, и по возможности не выходить из дома. На своем официальном сайте мэр рекомендовал работающим пенсионерам старше 65 лет и людям с хроническими заболеваниями перейти на дистанционный формат или уйти в отпуск  7. Причем пояснил, что если невозможно ни первое, ни второе, то они могут оформить больничные листы. Для этого гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, следует обращаться по телефону горячей линии, а работающим пенсионерам 65+ их выпишут централизованно...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какое образование должно быть у специалиста по охране труда?

В организацию принят специалист по охране труда с дипломом по техносферной безопасности (бакалавр). Обучение он завершил в июне 2022 года. Нужно ли сотруднику пройти обучение по охране труда?

Кто подлежит обязательной вакцинации

Еще до недавнего времени с проблемой вакцинации были знакомы далеко не все работодатели. Но в конце 2019 года с ней столкнулись компании, использующие труд мигрантов (в связи со вспышкой кори), а в 2021 году – ​практически все остальные (в связи с пандемией коронавируса). Давайте разбираться, какие прививки и когда должны делать работники? Как работодателю проконтролировать, вакцинировался ли сотрудник? Что делать, если он не вакцинировался, хотя должен был? Рассказываем, как проверить прохождение работниками обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям и избежать проблем с Роспотребнадзором, судами и органами прокуратуры в этой связи.

Новые правила обязательного психиатрического освидетельствования

С 01.09.2022 действует новый порядок прохождения обязательного психосвидетельствования, который применяется в отношении отдельных категорий работников. Рассказываем, что изменилось по сравнению с ранее действовавшими правилами, на что работодателям надо обязательно обратить внимание, какие новеллы кадровикам учесть в работе. Выделяем спорные и неурегулированные вопросы, а также предлагаем способы их решения. Например, о предварительном психиатрическом освидетельствовании (в новом нормативном документе слово «соискатель» отсутствует) и периодичности его проведения (новый порядок не устанавливает такую периодичность). Приводим образец заполнения обязательного журнала учета выданных направлений на психиатрическое освидетельствование.

Когда необходимо провести вводный инструктаж по охране труда?

Трудовой договор заключен в пятницу. В договоре указывается, что работник приступает к выполнению обязанностей во вторник. Когда необходимо провести вводный инструктаж по охране труда? Можно ли это сделать в понедельник, то есть до того, как работник приступит к работе?

9 изменений, вступающих в силу в начале 2022 года

Выделим основные изменения в трудовом законодательстве в 2022 году, о которых работодателям надо знать и к которым лучше подготовиться. В частности, затронем порядок расчета и уплаты пособий, выдачи больничных, привлечения к административной ответственности за передачу неверных сведений в ФСС РФ, квотирования рабочих мест для инвалидов и охрану труда. Поговорим и о том, какие важные поправки на дату передачи статьи в печать только планируются законодателем.

Как изменилась дистанционная работа с 2021 года

Пандемия и вынужденный массовый перевод сотрудников на «удаленку» выявили значительные пробелы в трудовом законодательстве. Было решено их заполнить, приняв соответствующие изменения в ТК РФ. Правда, в результате спорных и нерешенных вопросов осталось немало. Расскажем, как изменилась дистанционная работа в связи со вступлением в силу с 1 января 2021 года поправок в ТК РФ: в каких случаях можно перевести сотрудника на удаленную работу; всегда ли требуется его согласие; как ознакамливать «дистанционщиков» с документами; когда и какие электронные подписи необходимо использовать; нужно ли обмениваться бумажными документами; чем работодатель должен обеспечить таких работников; какие изменения следует срочно внести в локальные нормативные акты и трудовые договоры с дистанционными сотрудниками; по каким причинам их можно уволить и др. Мы проанализировали все важные положения гл. 49.1 ТК РФ, а также опросили экспертов о том, что станет удобнее для работодателей, где возможны злоупотребления со стороны работников, какие проблемы остались неурегулированы.

ПФР и ФСС РФ объединяются. К чему готовиться работодателям

С 2023 года вместо ПФР и ФСС России появится единый Социальный фонд России. Его создание и функционирование требует существенного изменения многих норм. Для работников упростится порядок получения соцвыплат. Все социальные гарантии можно будет получить в режиме «одного окна». Снизятся издержки и государства, вместо двух фондов останется один. Но большинство изменений затронет, конечно же, работодателей. Власти предполагают, что это позволит снизить нагрузку на бизнес. Ведь сократится количество отчетов, работодатели станут платить все взносы единым платежом. Но появятся и новые обязанности, например, в отношении граждан, с которыми заключен гражданско-правовой договор. Автор простым языком (чтобы было понятно не только кадровикам и бухгалтерам, но и всем интересующимся) рассказывает про изменения, вступающие в силу с 2023 года, и приводит удобные таблицы-шпаргалки, которыми можно пользоваться на практике, чтобы ничего не упустить из нововведений. Дает рекомендации работодателям, что надо успеть сделать и учесть до вступления их в силу.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.