Top.Mail.Ru
Наверняка, даже не сведущий в психологии человек слышал о прокрастинации. Но далеко не каждый понимает, чем она плоха и как с ней бороться, особенно если дело касается рабочих задач. Прокрастинация – это откладывание важных дел, которое приводит к их накоплению и, как следствие, ведет к проблемам. Причем прокрастинаторы бывают самыми разными. Есть те, кто просто склонен полениться; есть дедлайнеры, которых мотивирует лишь доведение ситуации до аврала; встречаются и лжепрокрастинаторы. Поняв, к какому типу прокрастинации относится человек, можно начать с этим бороться. Предлагаем вам конкретные техники для самоидентификации и рассказываем, как быть в разных ситуациях. Например, когда надо делать необходимое через силу, когда лучше просто успокоиться, когда делегировать задачи.

Что такое прокрастинация? Слово происходит от латинского procrastinatio – ​«откладывать» (восходит к cras – ​завтра или crastinum – ​завтрашний и pro – ​для, ради). То есть прокрастинация – ​это откладывание дел, даже важных и очень срочных, при понимании того, что это чревато дальнейшими проблемами.

Прокрастинация характеризуется тем, что человек вместо того, чтобы делать необходимую работу или другие дела, отвлекается на незначимые занятия или развлечения. Когда это происходит краткосрочно и редко, это вполне нормально для любого, но в случаях, когда в состоянии прокрастинации проходит большая часть времени, это уже повод разобраться с этой проблемой. Как правило, прокрастинатор откладывает дела до последнего, а потом вынужден их делать рывком и в сжатые сроки. При этом зачастую из-за этого страдает качество, а сам человек испытывает стресс и чувство вины.

Прокрастинация – ​это не лень, потому что при лени человек не испытывает стресса и тревоги, прокрастинатор же прекрасно понимает, что проблемы от его типа поведения обязательно будут. При этом прокрастинация – ​это и не отдых, т. к. при отдыхе происходит пополнение запасов энергии, а прокрастинатор выматывает сам себя своим поведением.

Так что же делать с прокрастинацией? С этим мы и разберемся.

Типы прокрастинации

Прокрастинация бывает очень разной – ​людям могут быть свойственны совершенно разные типы прокрастинации. Разберемся с ними.

Ежедневная (или бытовая) прокрастинация. Люди, подверженные ей, игнорируют некие ежедневные обязательные дела, например мытье посуды, уборку, приготовление пищи. Откладываются чаще всего именно регулярные, рутинные домашние дела. Человек понимает, что делать вроде как это необходимо, но он готов заняться чем угодно, только не этим.

Что делать, если у вас она присутствует? Вариантов два:

  • либо договариваться с собой, создавать графики домашних дел и следовать им;
  • либо делегировать бытовые обязанности (второй половине, детям, домработнице и т. п.).

Прокрастинация в принятии решений. При этом дела тормозятся не потому, что человек не хочет их делать, а из-за того, что они связаны с какими-то решениями, которые надо предварительно принять. Это именно страх принятия решения, страх ответственности или страх будущих изменений.

Что делать, если у вас она присутствует? Учиться принимать решения и брать на себя ответственность за их принятие, т. е. взрослеть, выходить из позиции ребенка.

Невротическая прокрастинация связана с парализующим человека страхом. Этот страх довлеет и мешает приняться за дела. Причем срабатывает невротическая прокрастинация зачастую очень хитрым образом. Например, на человека давят кредиторы или невыплаченная ипотека, и страх перед этим давлением мешает ему делать работу, которая приносит деньги на закрытие долгов. Иррационально? Да. Но этот тип прокрастинации срабатывает именно так.

Что делать? Успокаиваться, брать себя в руки, начинать делать через «не могу», постепенно входя в поток.

Компульсивная прокрастинация – ​при таком типе идет одновременное откладывание и принятия решений, и работы. То есть и работа не делается, и решения не принимаются.

Что делать, если у вас она присутствует? Компульсивная прокрастинация – ​это устойчивый тип поведения. Лучше начать с установки вдохновляющих, но при этом реальных жизненных целей и планов, после этого разбить их на маленькие шаги и начать хоть что-то делать и двигаться по направлению к своим мечтам.

Академическая прокрастинация – ​это тот тип, который знаком практически всем учащимся, т. к. связан он с процессом обучения: откладывание подготовки к экзаменам, написания дипломных работ и т. п.

Что с этим делать? Здесь только один вариант – ​преодоление через силу до тех пор, пока учеба не начнет приносить удовольствие и даваться легко.

Есть и еще одна типология прокрастинации, о которой необходимо знать. В соответствии с ней прокрастинация делится на расслабленную и напряженную.

Расслабленная прокрастинация:

  • это когда человек откладывает дела ради каких-то приятных занятий, т. е. вместо того, что нужно делать, он предпочитает посмотреть фильм, музыку послушать, книгу почитать, пойти погулять, с друзьями встретиться либо
  • когда человек что-то не делая, подсознательно уверен, что за него это сделает другой.

Напряженная прокрастинация – ​это случаи, когда человек находится в стрессе, у него не хватает времени, при этом он испытывает сильную усталость и давление от невыполненных обязательств. Но он вынужден потратить время на отдых и отложить работу, потому что сил на выполнение задач у него пока не хватает. Напряженная прокрастинация ведет к выгоранию...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как отдыхать правильно: вечерами, на выходных и в отпуске

Работоспособность стоит на трех китах – ​здоровье, энергия и выносливость. Если же вы работаете 24 часа в сутки без выходных и полноценного отдыха, то постепенно они подкосятся и повлияют на результативность вашей работы. Отдыхать надо уметь. Недостаточно просто выключить компьютер или закрыть дверь офиса. Следует научиться отдыхать эффективно. Автор делится лайфхаками по отдыху после рабочего дня, на выходных и в отпуске.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.