Top.Mail.Ru
В психологической литературе все чаще можно столкнуться с термином «токсичный человек». Встречаются с ним и кадровые специалисты. Ведь именно они чаще всего на передовой, общаются с разными сотрудниками, причем далеко не всегда в приятных обстоятельствах. Давайте разберемся: кто такие токсичные работники и что такое офисная токсичность? какие токсы представляют наибольшую опасность для трудового процесса? Сможете по характерным признакам сразу распознавать действительно токсичного человека, поймете и причины, почему он таковым является. Пригодится как на работе, так и в обычной жизни.

Начнем с понятия

Начнем по научной традиции с определений. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова, токсичным называется нечто, способное отравить, вызвать отравление. Понятно, что применительно к человеку это прилагательное используется в случае, когда человек вольно или невольно создает вокруг себя атмосферу, в которой окружающие чувствуют себя примерно так, как если бы они отравились. Любой медик вам скажет, что основными симптомами отравления являются тошнота, спазмы в животе, головная боль. Также многие медики подтвердят, что сходные симптомы иногда вызывает стресс, а само состояние называется психосоматическим недомоганием. Получается, токсичный коллега – ​это коллега, от поведения которого большинство окружающих испытывает стресс, причем стресс значительный по силе, поскольку он вызывает физические страдания.

Какие люди могут вызвать подобную реакцию? Единого, универсального портрета токсичного коллеги «нарисовать» нам не получится. Причин, по которым окружающие чувствуют дискомфорт от пребывания рядом с определенным человеком, много, и они разнообразны по своей природе.

Здесь нужно сделать важную оговорку, задуматься над которой стоит каждому руководителю и менеджеру по персоналу. Порой причина, что определенного человека коллектив воспринимает как токсичного, не в самом человеке, а в коллективе. А 90% ответственности в этом, на наш взгляд, лежит именно на непосредственном руководителе коллектива. Недаром в народе распространена фраза, приписываемая Бенедикту Спинозе: «Слова Павла о Петре говорят куда больше о Павле, чем о Петре». Проиллюстрировать эту ситуацию очень легко: нередко в коллективе собираются люди примерно одинакового типа личности и стиля поведения, а потому отторжение и заключение о токсичности может вызвать любая, хотя бы минимальная нестандартность.

В связи с этим нужно понимать, что чаще всего причины токсичности именно в самом коллеге, в недостатках его личных коммуникативных способностей. Что же это может быть за человек?

Токсичные работники – ​нарциссы?

Выше мы отметили, что в современной жизни на проблему токсичных коллег зачастую смотрят слишком узко. Зайдите в соцсети, посетите психологические блоги, посмотрите на полки книжных магазинов в разделе «Популярная психология». У вас наверняка создастся впечатление, что самой обсуждаемой проблемой, связанной с термином «токсичный человек», сегодня является проблема распространения по современному обществу нарциссических личностей. Традиционно нарциссом (нарциссистом) называют человека, который:

  • убежден в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми;
  • имеет завышенное мнение о своих талантах и достижениях;
  • поглощен фантазиями о своих успехах;
  • ожидает безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих;
  • постоянно ищет восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости;
  • не умеет проявлять сочувствие;
  • одержим идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие ему завидуют.

Но, как говорит известный психотерапевт, психоаналитик Николай Николаевич Нарицын, не все в данном вопросе так однозначно. Хотя бы потому, что в мировой психологической практике нет единого...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Организуем корпоратив в русском стиле

Самое время задуматься, как в компании будет отмечаться Новый год. Автор предлагает обратиться к русским традициям празднования, использовав их в игровом формате. Это необычно, весело и, самое главное, интересно! Рассказываем, что может дать такой корпоратив и как его организовать и провести.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.