Top.Mail.Ru
В психологической литературе все чаще можно столкнуться с термином «токсичный человек». Встречаются с ним и кадровые специалисты. Ведь именно они чаще всего на передовой, общаются с разными сотрудниками, причем далеко не всегда в приятных обстоятельствах. Давайте разберемся: кто такие токсичные работники и что такое офисная токсичность? какие токсы представляют наибольшую опасность для трудового процесса? Сможете по характерным признакам сразу распознавать действительно токсичного человека, поймете и причины, почему он таковым является. Пригодится как на работе, так и в обычной жизни.

Начнем с понятия

Начнем по научной традиции с определений. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова, токсичным называется нечто, способное отравить, вызвать отравление. Понятно, что применительно к человеку это прилагательное используется в случае, когда человек вольно или невольно создает вокруг себя атмосферу, в которой окружающие чувствуют себя примерно так, как если бы они отравились. Любой медик вам скажет, что основными симптомами отравления являются тошнота, спазмы в животе, головная боль. Также многие медики подтвердят, что сходные симптомы иногда вызывает стресс, а само состояние называется психосоматическим недомоганием. Получается, токсичный коллега – ​это коллега, от поведения которого большинство окружающих испытывает стресс, причем стресс значительный по силе, поскольку он вызывает физические страдания.

Какие люди могут вызвать подобную реакцию? Единого, универсального портрета токсичного коллеги «нарисовать» нам не получится. Причин, по которым окружающие чувствуют дискомфорт от пребывания рядом с определенным человеком, много, и они разнообразны по своей природе.

Здесь нужно сделать важную оговорку, задуматься над которой стоит каждому руководителю и менеджеру по персоналу. Порой причина, что определенного человека коллектив воспринимает как токсичного, не в самом человеке, а в коллективе. А 90% ответственности в этом, на наш взгляд, лежит именно на непосредственном руководителе коллектива. Недаром в народе распространена фраза, приписываемая Бенедикту Спинозе: «Слова Павла о Петре говорят куда больше о Павле, чем о Петре». Проиллюстрировать эту ситуацию очень легко: нередко в коллективе собираются люди примерно одинакового типа личности и стиля поведения, а потому отторжение и заключение о токсичности может вызвать любая, хотя бы минимальная нестандартность.

В связи с этим нужно понимать, что чаще всего причины токсичности именно в самом коллеге, в недостатках его личных коммуникативных способностей. Что же это может быть за человек?

Токсичные работники – ​нарциссы?

Выше мы отметили, что в современной жизни на проблему токсичных коллег зачастую смотрят слишком узко. Зайдите в соцсети, посетите психологические блоги, посмотрите на полки книжных магазинов в разделе «Популярная психология». У вас наверняка создастся впечатление, что самой обсуждаемой проблемой, связанной с термином «токсичный человек», сегодня является проблема распространения по современному обществу нарциссических личностей. Традиционно нарциссом (нарциссистом) называют человека, который:

  • убежден в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми;
  • имеет завышенное мнение о своих талантах и достижениях;
  • поглощен фантазиями о своих успехах;
  • ожидает безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих;
  • постоянно ищет восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости;
  • не умеет проявлять сочувствие;
  • одержим идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие ему завидуют.

Но, как говорит известный психотерапевт, психоаналитик Николай Николаевич Нарицын, не все в данном вопросе так однозначно. Хотя бы потому, что в мировой психологической практике нет единого...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.

Почему важно уметь дарить и принимать подарки

О том, что подарить коллеге, начальнику, подчиненному или бизнес-партнеру, написано много. Однако мало кто уделяет внимание тому, зачем мы дарим подарки и как их правильно принимать. Рассказываем, почему важно вкладывать чувства и эмоции в выбор подарка, какие ожидания должны быть при покупке подарка, как правильно благодарить и нужно ли сразу в ответ дарить что-то равнозначное по стоимости.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Имидж, бренд и репутация

Сложно представить человека, который не слышал бы об имидже, бренде и репутации. Рассказываем, что они означают, чем отличаются друг от друга, чем могут быть полезны и почему стоит их формировать и беречь. Говорим не только о личном имидже и репутации, но также об их значении для бизнеса, а также почему важно следить, чтобы пропагандируемые ценности и имидж коррелировали с поведением сотрудников на местах. Даем советы по построению и управлению имиджем, формированию репутации. Будете в курсе, почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж, что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет, когда можно говорить про множественные репутации, а также можно ли сформировать имидж и репутацию с помощью агрессивной рекламы.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Знаки препинания при вводных словах: инструкция для кадровика

Кадровым специалистам приходится много и регулярно писать – проекты кадровых приказов и ЛНА, отчеты, служебные (докладные) записки и пр. А делать это надо грамотно, в том числе и по части пунктуации. Правила пунктуации в русском языке направлены на максимальную ясность и точность письменной речи. Правил этих не так уж много, и запомнить их совсем не трудно. Хотя некоторых знаний и навыков правильная постановка знаков препинания потребует. Предлагаем разобраться с запятыми при вводных словах и выражениях.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Не женское дело, или Как женщины выбирают мужские профессии

Разбираем стереотипы о чисто мужских и чисто женских профессиях. Какие профессии предпочитает сильный и слабый пол? Приводим примеры вдохновляющих историй женщин (и некоторых мужчин), которые не действовали по шаблону и выбрали карьеру в совершенно неожиданных, не свойственных их полу направлениях – капитаны морских судов и пилоты самолетов, проектировщики, таксисты, спасатели и пр. Объясняем, почему женщины выбирают нехарактерные, порой сложные физически, профессии, а также что делать, если на собеседовании или позже в ходе работы столкнетесь с сексизмом, мизандрией или мизогинией. Моделируем ситуации, которые могут насторожить женщину – соискательницу вакансии на «мужское» место или даже сотрудницу со стажем, и даем советы, как с ними бороться.