Top.Mail.Ru

Как определить токсичность кандидата на этапе собеседования

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные типажи токсичных работников, при этом выделив среди них как умышленных, так и неумышленных вредителей офисной атмосферы. Несмотря на то что часть работников действует без умысла, нервозный накал в коллективе меньше не становится. Что же делать для профилактики токсичных отношений в офисе? Подобно тому, как болезнь легче предупредить, чем потом лечить, так и токсичного работника лучше в офис изначально не пускать. Для этого следует учесть, что часть «симптомов» токсичности соискателя видна уже на собеседовании или даже перед ним. С помощью нашей статьи станете обладателем такого навыка – пригодится как в работе, так и в обычной жизни.

Осторожно: закон!

Давайте сразу обозначим один принципиальный момент. Даже если вы на 100% уверены в том, что распознали на собеседовании токсичного кандидата, следует помнить: отказать в приеме на работу можно исключительно по мотивам, связанным с деловыми качествами соискателя, то есть с его несоответствием требованиям, которые установлены действующими нормативными правовыми актами и работодателем (например, в должностной инструкции). В свою очередь должностная инструкция и другие локальные (корпоративные) нормативные акты должны быть составлены и приняты в строгом соответствии с трудовым законодательством.

Если этого не учесть, то с любым соискателем дело может закончиться судебным разбирательством и вероятным решением в его пользу. Если мы говорим о токсичном, то есть потенциально скандальном соискателе, то суда и иной масштабной огласки отказа в приеме на работу с большой вероятностью не избежать. Учитывая это, необходимо действовать строго по закону. Мотивировать отказ в приеме на работу можно только несоответствием деловых качеств соискателя требованиям, предъявляемым к кандидатам на вакантную должность (профессию).

О чем расскажет резюме?

На самом деле многое о потенциальной токсичности соискателя вакансии может сказать еще его резюме, на основании которого менеджер по персоналу принимает решение о приглашении на собеседование.

В резюме, которое составлено в стандартной, традиционной форме, в разделе «Опыт работы» соискатель обычно указывает не только места предыдущей работы, но и сроки, в течение которых он трудился у предыдущих работодателей. Насторожить с точки зрения вероятной токсичности соискателя могут слишком короткие сроки пребывания на предыдущих местах работы, когда кандидат на вакансию не задерживался на одном месте дольше года-двух. Подозрения вызывает и полное молчание о сроках работы на предыдущих местах.

Если в остальном (знаниях, умениях, навыках, общем профессиональном опыте) кандидат соответствует вакансии и выглядит для работодателя привлекательно, его можно пригласить на собеседование, однако вопрос о том, почему он слишком часто менял работу, задать можно и нужно. Практика работы служб персонала различных компаний позволяет разделить причины такого поведения на уважительные и неуважительные.

Так, по данным портала Headhunter, работодатели признавали уважительной причиной для частой смены работы следующие обстоятельства:

  • частые вынужденные переезды (допустим, если наш работник – ​женщина, которая замужем за военнослужащим или работником дипломатического корпуса);
  • общий экономический кризис в определенном регионе или в целом в стране (когда многие предприятия массово закрываются, в том числе в результате банкротства, или объявляют сокращение численности или штата);
  • преобладающий временный или сдельный характер работы, свойственный конкретной профессии (допустим, наш соискатель – ​журналист, переводчик, работник сферы культурно-массовых мероприятий или занят в сезонном бизнесе, например туристическом).

Также многие эксперты по управлению персоналом называют в качестве уважительной причины уход от недобросовестного работодателя – ​как только работник понял, что в компании творится кадровый...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как отдыхать, чтобы с удовольствием работать

Лето уже не за горами, а с ним и начало отпускного сезона. В статье говорим о том, как лучше отдыхать, чтобы вернуться к работе действительно полными сил и энергии, с новым творческим потенциалом и запалом, которого бы хватило надолго; как выбрать лучший вариант отпуска из нескольких доступных. В том числе разбираем, как подбирать отдых под свой тип усталости. Возможно, предложенные автором техники отдыха окажутся полезными для вас.

Об уважительных для работников причинах

Трудовое законодательство в некоторых нормах ссылается на уважительность причин и обстоятельств, которые должны учитываться при регулировании трудовых отношений. Как и любое другое оценочное суждение, понятие «уважительность» прямо в законе не раскрывается, его содержание наполняется определенным смыслом с учетом конкретных обстоятельств спора, поэтому лучше всего обратиться к анализу судебной практики по делам со схожими обстоятельствами. Наша подборка поможет вам сориентироваться как в типичных, так и нестандартных ситуациях, выбрать правильное решение в случае конфликта, избежать штрафов от проверяющих за нарушение трудового законодательства и изначально проигрышных судебных дел.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.