Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

В тот момент, когда начальник отдела кадров (или иной ответственный кадровый работник) и руководитель обсуждают текст вакансии, часто оказывается, что закладывается мина замедленного действия. Может выяснится, что кто-то хочет продвинуть своего кандидата и описание должности (профессии) четко «затачивается» под конкретного человека, чтобы всех «посторонних» под разными предлогами завернуть. В такой ситуации лоббист не всегда осознает, что если его протеже не оправдает надежд вышестоящего руководства, то придется разделить ответственность за его несостоятельность. И hr-специалисту, к трудовой функции которого отнесен поиск кандидатов на вакансии, тоже не всегда удается избежать круговой поруки. Но это еще не самая распространенная ошибка, которая допускается на стадии подбора персонала. О наиболее типичных пойдет речь в статье.

Два пишем – ​три в уме, или Как понять, кого ищем

Изначальная ошибка, которая очень часто встречается на практике, заключается в том, что фактические заказчики вакансии искренне полагают, что их окружают телепаты. И поэтому некоторые важные моменты не озвучивают. В психологии это называется паттерном чтения мыслей. Но чтобы закрыть вакансию действительно подходящим человеком, необходимо снять это мыслительное ограничение и озаботиться тем, чтобы описать, какие есть требования к кандидату, какие деловые и личные качества приемлемы, а какие нет. Это поможет избежать большого количества пустых разговоров, переписок, непродуктивных встреч и т. д.

Если речь не идет о введении абсолютно новой должности (профессии) в штат, проинтервьюируйте непосредственного руководителя, которому требуется подобрать подчиненного, задайте ему конкретные вопросы, которые в действительности прояснят те качества (личные и профессиональные), что для него особенно важны в новом сотруднике, узнайте, какими требованиями к кандидату можно пренебречь, с какими человеческими недостатками он готов мириться в работе.

Рекомендуем прочитать книги Мередита Белбина про команды менеджеров. В них он подробно описывает, почему важно осознавать и принимать тот факт, что у каждого человека могут быть недостатки и с некоторыми из них вполне возможно мириться.

Иначе есть риск очень долго искать идеального сотрудника, а он, в свою очередь, придя к вам на работу, может быстро разочароваться, т. к. сам искал идеальную организацию-работодателя.

Так, в случае с подбором электрика, не обязательно требовать от кандидата, чтобы он одевался с иголочки. Деловая одежда может быть важна для руководителя или, скажем, менеджера по продажам. А электрики чаще всего ходят в рабочих комбинезонах или иной спецодежде, и предъявлять к ним излишние требования – ​значит создавать себе проблему с подбором персонала на ровном месте.

Нередко сами руководители, проводящие собеседования, отбирают кандидатов интуитивно, у них не всегда есть четкое представление о ключевых качествах, необходимых их подчиненным (особенно если их много), и они не всегда осознают, чего в действительности хотят от кандидатов, чем одна вакансия отличается от другой и т. д. Для кадровика подобное отношение к подбору персонала еще более недопустимо.

Поэтому и руководителям, и особенно hr полезно составлять портрет вакансии – ​т. е. краткое описание того, чем...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Плюсы и минусы онлайн-собеседований

С распространением онлайн-собеседований работодатели встали перед дилеммой: продолжать ли практику очных собеседований или можно от них отказаться, полностью перейдя на дистанционный формат? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, разбираем плюсы (выгоды) и минусы (риски) проведения онлайн-собеседований.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Новый порядок обеспечения работников СИЗ и смывающими средствами

Не успели специалисты по охране труда разобраться в новых правилах обучения по охране труда, как с 01.09.2023 вступили в силу новые правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами. О важных изменениях, в том числе улучшениях для работодателей, новых обязанностях для работников и другие значимые детали узнаете из статьи. Также в вашем распоряжении: удобная таблица с распределением обязанностей по обеспечению работников СИЗ (ее можно использовать и для целей составления локального нормативного акта или иного организационно-распорядительного документа); образцы оформления норм выдачи СИЗ, личной карточки учета выдачи СИЗ, карточки учета выдачи дежурных СИЗ (согласно рекомендациям Минтруда России).

Плюсы и минусы онлайн-собеседований

С распространением онлайн-собеседований работодатели встали перед дилеммой: продолжать ли практику очных собеседований или можно от них отказаться, полностью перейдя на дистанционный формат? Чтобы помочь ответить на этот вопрос, разбираем плюсы (выгоды) и минусы (риски) проведения онлайн-собеседований.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.