Осмысление результативности работы службы персонала, призванной оценивать, обучать и развивать сотрудников предприятия, позволяет увидеть, насколько эффективно и с каким качеством реализуются эти HR-функции, оправданы ли вложения предприятия в развитие собственного персонала и удовлетворяют ли сотрудников и руководителей компаний полученные результаты.
О том, какие варианты для оценки HR-функций могут быть выбраны, наш новый материал.
В прошлом номере мы обсудили показатели эффективности работы службы персонала по двум ключевым процессам: рекрутинг и адаптация.
Однако и остальные процессы, реализуемые HR-подразделениями, требуют оценки их результативности.
В этом материале мы предложим читателю варианты оценки показателей эффективности для процессов «оценка», «обучение» и «развитие персонала».
У процессов оценки, обучения и развития есть свои особенности, в некоторых случаях затрудняющие выбор конкретных оцифрованных показателей или требующие комплекса критериев оценки, поскольку:
- Все эти процессы взаимосвязаны, и часто на практике представляют собой комплекс действий, результат которых зависит от реализации нескольких HR-процессов.
Например, эффективное обучение невозможно без правильной диагностики знаний и навыков, в результате которой мы можем получить реальную картину состояния умений и профессиональных знаний специалиста, а развитие сотрудников предусматривает в том числе качественное обучение.
Автор неоднократно сталкивался с ситуацией, когда сотрудники направлялись на обучение дружной командой, без учета уровня развития компетенций каждого из них. Немудрено, что в результате эффективность такого обучения была значительно ниже предполагаемой, поскольку одна категория специалистов получила недостающие знания, а вторая категория справедливо возмущалась, что потратила время на прописные истины. Никакие аргументы о повторении - матери учения в этом случае уже не действуют, поскольку повторять до бесконечности одно и то же нравится родителям в отношении их неразумных чад или приходится делать педагогу на внеклассных занятиях с двоечником.
И при оценке эффективности такого обучения мы, признавая ее низкой, должны понимать, что так случилось не потому, что плох преподаватель или нерадивы служащие, а потому что не реализована предварительная оценка сотрудников, призванная определить компетенции, и требующие развития.
Если же оценивать работу HR-специалистов, организовавших культурный поход персонала за знаниями, то, на первый взгляд, обучением охватили всех, а вот качество такого обучения оставляет желать лучшего. В связи с этим необходимо говорить о комплексе критериев, которые позволят...