Из исполнителей в руководители: методика обучения и развития

Одна из самых сложных задач для службы персонала – подбор руководителей среднего и высшего звена. Нужно найти такого начальника, который вольется в коллектив, наладит отношения и с подчиненными, и с коллегами-руководителями. Более перспективным, чем рекрутинг, является подготовка руководителей из исполнителей. Начальников нужно не искать внутри и вне организации, а готовить из тех кадров, которые есть в наличии.

Управлять людьми – особая профессия и учиться ей нужно так же ответственно, как водить машину, лечить людей или вести бухучет. Службы персонала должны создавать такие программы развития и обучения, которые помогают растить будущих полководцев маркетинга и командиров финансов.

Армия без офицеров превращается в лучшем случае в партизанский отряд, а в худшем – в вооруженную банду. Солдатами нужно руководить, для чего и создана иерархия, где начальники отделений подчиняются командиру взвода, те в свою очередь командиру роты и так далее. Армейская субординация существует для того, чтобы облегчить процесс командования. То же самое в любой организации. Если бы не было руководителей подразделений, которыми частенько недовольны сотрудники, бизнес был бы невозможен. Они несут ответственность за отдельные процессы, планируют, отбирают и обучают людей, контролируют.

Одна из самых сложных задач для службы персонала – подбор руководителей среднего и высшего звена. Нужно найти такого начальника, который вольется в коллектив, наладит отношения и с подчиненными, и с коллегами-руководителями. Поэтому кадровые службы совместно с руководством компаний придумывают разные кейсы, проводят ассесменты, психологические тестирования и многоступенчатые собеседования для проведения качественного отбора. Однако все эти ухищрения вовсе не ­гарантируют того, что кандидат подойдет компании, как ключ к замку.

Более перспективным, чем рекрутинг, является подготовка руководителей из исполнителей. На это направлены программы по созданию кадрового резерва, но они по большей части представляют собой оценочный механизм, предназначенный для того, чтобы отобрать из массы сотрудников самых достойных. На наш взгляд, это неверно. Руководителей нужно не искать внутри и вне организации, а готовить из тех кадров, которые есть в наличии. Во многих организациях существует коллективный миф об идеальных менеджерах среднего звена, которых нужно хорошенько поискать, и тогда компания пойдет в гору. Службы персонала тратят время на оценку и поиск, в то время как целесообразнее выращивать своих начальников.

Традиционно hr-менеджеры пишут программы подготовки начальников с акцентом на стратегическом менеджменте, методах планирования, контроля и учета. Однако это не гарантирует того, что люди, прошедшие такую подготовку, будут хорошими управленцами. Мы считаем, что полезнее строить программы, отталкиваясь от типовых сложностей, с которыми встречаются руководители. Если будущий менеджер будет их знать, он с легкостью приступит к своим ­обязанностям в качестве начальника.

Типовые проблемы руководителей

Посмотрим, с чем чаще всего сталкиваются начинающие руководители.

Проблема первая. Непослушание

Когда вчерашний специалист становится начальником, он, возможно, первое время чувствует воодушевление. Всем приятно, когда его повышают в должности. Но затем энтузиазм и оптимизм уступают место унынию. У всех начинающих руководителей возникает ощущение, что сотрудники делают все не так, порой даже специально.

Пример 1

Специалиста по оформлению кредитов крупного банка назначили руководить отделом. Поначалу новый начальник испытывал приятные чувства, а затем впал в пессимизм. Он стал замечать, что подчиненные делают либо не так, как он говорит, либо не полностью, а иногда даже наоборот.

К примеру, он дает задание подготовить отчет по юридическим лицам, а сотрудник делает по физическим. Или просит сделать график получения кредитов по ­месяцам, а подчиненный делает на один месяц по неделям.

Многие новички-руководители искренне недоумевают, почему разум­ные, на первый взгляд, зрелые люди ведут себя как непослушные дети.

Проблема вторая. Процесс не идет

Кто-то из гуру менеджмента когда-то сказал, что настоящий руководитель не должен делать работу подчиненного, он может вообще ничего не делать, главное так отладить процесс, чтобы не было сбоев. Начинающему руководителю эта мысль очень нравится. Он раздает задания подчиненным, или, как он любит говорить, «своим людям», а сам «налаживает контакты» с другими подразделениями или занимается «стратегическим планированием», что на деле оказывается просто болтовней о том о сем с...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Совещания в Zoom по телефону

Удаленная работа продолжается в компаниях полностью или частично. Многие работодатели используют Zoom для видеоконференций. Причем не секрет, что телефон заменяет нам персональный компьютер в решении рабочих вопросов. Смартфон всегда с нами, и все больше рабочих функций становится доступно именно на нем. Мы уже рассказывали, как можно использовать программу Zoom для организации видеосовещаний при помощи компьютера. Сейчас поговорим об особенностях настройки Zoom в телефоне.

Что может сказать почерк об ответственности работника

Любой руководитель хочет, чтобы в его команде были ответственные сотрудники. Однако под ответственностью может пониматься совершенно разное. В статье рассказываем, как по почерку судить об ответственности кандидата или работника. Рассматриваем различные подходы к определению ответственности, чтобы вы смогли понять, что подходит под философию вашей компании лучше всего. С помощью статьи и приведенных в ней практических примеров сможете самостоятельно идентифицировать применительно к конкретным ситуациям различные проявления ответственности своих подчиненных, коллег и кандидатов на вакансии. Полученные знания пригодятся вам и вне работы.

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Расчет стажа госслужащих

От стажа государственной гражданской службы (выслуги) гражданского служащего зависит многое: возможность замещения определенной должности, сумма ежемесячной надбавки к должностному окладу, продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, размер пенсии. Какие периоды включаются в стаж госслужбы в обязательном порядке, а какие – по решению специальной комиссии государственного органа, как рассчитывается стаж? Об этом пойдет речь в статье. Особое внимание будет уделено включению периодов военной службы в стаж государственной гражданской службы. Приложение к статье:

Что умеет искусственный интеллект, и зачем об этом знать кадровику

Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.

Аттестация персонала как элемент кадрового управления

Перед любым руководителем, особенно в настоящее время, достаточно остро стоит вопрос проверки знаний своих сотрудников. Основным инструментом для выполнения поставленной задачи является проведение аттестации. И если с классическим способом проведения аттестации сталкивались практически все кадровики, то с современными, с использованием новых технологий, – ​не каждый. Автоматизация аттестации значительно облегчает весь процесс. Расскажем, кто ее может использовать и когда, а также как применять ее результаты.