Сейчас все чаще можно столкнуться с ситуацией, когда в компанию через некоторое время возвращаются бывшие сотрудники. Интересно, что некоторые работодатели с удовольствием приветствуют «возвращенцев», другие же категорически против. Проанализируем плюсы и минусы прихода в компанию расторгнувших ранее трудовые договоры работников, расскажем про то, на что обратить внимание на собеседовании с ними и как адаптировать «старичков» на новом старом месте.
Одним из значимых аспектов работы службы персонала является прием на работу бывших сотрудников. Каждый кандидат и рекрутер знает, что в большинстве своем работодатели относятся к «возвращенцам» негативно. Часто отрицательные отзывы сводятся к единственному пункту: если человек когда-то ушел, значит, он «бросил» компанию. А с «предателями» дело иметь нельзя. Однако это убеждение абсолютно иррационально. Бывших сотрудников брать на работу можно и нужно. Конечно, если в этом есть экономическая необходимость.
Почему начальство против «бывших»
Рассмотрим причины, мешающие руководителю дать добро кадровой службе на прием бывшего работника. Надо сказать, что системных исследований, показывающих эффективность или неэффективность вновь принятых сотрудников, нет. Однако мы можем предположить, что заведомо негативное отношение к кандидатам, желающим возвратиться на прошлое место работы, объясняется некоторыми психологическими закономерностями. Итак, почему «бывших» не любят?
1. Отсутствие эффекта новизны. Знакомый всем эффект новизны при отборе кандидатов имеет огромное значение. Он, как и другие эффекты восприятия (контраста, ореола и др.), возникает в ситуациях недостатка информации, а собеседование как раз и является в чистом виде такой ситуацией. При оценке нового человека мы в большей степени полагаемся на первое и последнее впечатление. Так, если он выглядел компетентным (правильно отвечал на вопросы интервью), то рекрутер или руководитель будет считать кандидата наиболее «умным» как на фоне остальных претендентов, так и в сравнении с уже работающими сотрудниками. Эффект новизны тесно связан и с эффектом ореола, когда по какому-либо одному положительному качеству делается вывод о наличии других позитивных свойств.
Благодаря этим особенностям восприятия кандидаты, успешно прошедшие собеседование, часто делают карьеру в организации, приводя в удивление и замешательство своих более опытных, но менее удачливых коллег, которые работали еще до них. У бывших сотрудников стереотип новизны «не работает». Они уже не новички для руководителя. О них на собеседовании судят более объективно, с учетом прошлых ошибок и проявившихся негативных качеств (а они всегда есть у любого работника, просто «новые» кандидаты себя еще не показали). Следовательно, в глазах работодателя бывший подчиненный почти всегда предстает в менее выгодном свете.
2. Бытовые ассоциации. Вторым немаловажным аспектом являются аналогии. Многим людям доводилось испытывать предательство друзей и измену любимых. После такого опыта у некоторых возникает тотальное чувство недоверия к людям, которое транслируется и на рабочие отношения. Так возникает идея о том, что люди, которые по тем или иным причинам покидают компанию, являются недостойными.
Тут важно понять, что отношения на работе строятся не на симпатиях-антипатиях, а на других, рыночных принципах. Работник предлагает свою квалификацию и навыки в обмен на постоянное денежное вознаграждение. Если на каком-то этапе жизни в организации выясняется, что оно недостаточно - не соответствует рынку, то вполне закономерно, что он покинет компанию. Ведь он не давал обещания работать «пока смерть не разлучит».
Условия работы тоже имеют большое значение для работника.
В розничной сети внезапно стали увольняться сотрудники. Служба персонала начала анализировать причины. HR-менеджеры опросили увольняющихся и выяснилось, что люди не «уходили в никуда». Они сразу же устраивались на работу. В городе появилась федеральная сеть, руководитель которой придерживался более высоких стандартов в сфере условий труда персонала. В каждой торговой точке была удобная комната отдыха для персонала. Кофе и чай компания предоставляла бесплатно. Кроме того, рабочую униформу сотрудники не стирали сами, а сдавали в конце смены специальному работнику, ответственному за чистку и стирку. Следует отметить, что в прогрессивной сети зарплата была не больше и не меньше среднерыночной, однако кандидатов привлекали именно условия труда.
Руководители и служба персонала порой не осознают, что если в компании что-то не удовлетворяет людей (зарплата, отношения, условия), то они будут уходить. Моральные спекуляции на тему предательства всего лишь оправдывают бездействие руководства и HR-менеджеров, которые не ищут причин и не предпринимают действий, а обвиняют...