Top.Mail.Ru

Иногда они возвращаются: как принимать на работу бывших сотрудников

Сейчас все чаще можно столкнуться с ситуацией, когда в компанию через некоторое время возвращаются бывшие сотрудники. Интересно, что некоторые работодатели с удовольствием приветствуют «возвращенцев», другие же категорически против. Проанализируем плюсы и минусы прихода в компанию расторгнувших ранее трудовые договоры работников, расскажем про то, на что обратить внимание на собеседовании с ними и как адаптировать «старичков» на новом старом месте.

Одним из значимых аспектов работы службы персонала является прием на работу бывших сотрудников. Каждый кандидат и рекрутер знает, что в большинстве своем работодатели относятся к «возвращенцам» негативно. Часто отрицательные отзывы сводятся к единственному пункту: если человек когда-то ушел, значит, он «бросил» компанию. А с «предателями» дело иметь нельзя. Однако это убеждение абсолютно иррационально. Бывших сотрудников брать на работу можно и нужно. Конечно, если в этом есть экономическая необходимость.

Почему начальство против «бывших»

Рассмотрим причины, мешающие руководителю дать добро кадровой службе на прием бывшего работника. Надо сказать, что системных исследований, показывающих эффективность или неэффективность вновь принятых сотрудников, нет. Однако мы можем предположить, что заведомо негативное отношение к кандидатам, желающим возвратиться на прошлое место работы, объясняется некоторыми психологическими закономерностями. Итак, почему «бывших» не любят?

1. Отсутствие эффекта новизны. Знакомый всем эффект новизны при отборе кандидатов имеет огромное значение. Он, как и другие эффекты восприятия (контраста, ореола и др.), возникает в ситуациях недостатка информации, а собеседование как раз и является в чистом виде такой ситуацией. При оценке нового человека мы в большей степени полагаемся на первое и последнее впечатление. Так, если он выглядел компетентным (правильно отвечал на вопросы интервью), то рекрутер или руководитель будет считать кандидата наиболее «умным» как на фоне остальных претендентов, так и в сравнении с уже работающими сотрудниками. Эффект новизны тесно связан и с эффектом ореола, когда по какому-либо одному положительному качеству делается вывод о наличии других позитивных свойств.

Благодаря этим особенностям восприятия кандидаты, успешно прошедшие собеседование, часто делают карьеру в организации, приводя в удивление и замешательство своих более опытных, но менее удачливых коллег, которые работали еще до них. У бывших сотрудников стереотип новизны «не работает». Они уже не новички для руководителя. О них на собеседовании судят более объективно, с учетом прошлых ошибок и проявившихся негативных качеств (а они всегда есть у любого работника, просто «новые» кандидаты себя еще не показали). Следовательно, в глазах работодателя бывший подчиненный почти всегда предстает в менее выгодном свете.

2. Бытовые ассоциации. Вторым немаловажным аспектом являются аналогии. Многим людям доводилось испытывать предательство друзей и измену любимых. После такого опыта у некоторых возникает тотальное чувство недоверия к людям, которое транслируется и на рабочие отношения. Так возникает идея о том, что люди, которые по тем или иным причинам покидают компанию, являются недостойными.

Тут важно понять, что отношения на работе строятся не на симпатиях-антипатиях, а на других, рыночных принципах. Работник предлагает свою квалификацию и навыки в обмен на постоянное денежное вознаграждение. Если на каком-то этапе жизни в организации выясняется, что оно недостаточно - не соответствует рынку, то вполне закономерно, что он покинет компанию. Ведь он не давал обещания работать «пока смерть не разлучит».

Условия работы тоже имеют большое значение для работника.

Пример 1

В розничной сети внезапно стали увольняться сотрудники. Служба персонала начала анализировать причины. HR-менеджеры опросили увольняющихся и выяснилось, что люди не «уходили в никуда». Они сразу же устраивались на работу. В городе появилась федеральная сеть, руководитель которой придерживался более высоких стандартов в сфере условий труда персонала. В каждой торговой точке была удобная комната отдыха для персонала. Кофе и чай компания предоставляла бесплатно. Кроме того, рабочую униформу сотрудники не стирали сами, а сдавали в конце смены специальному работнику, ответственному за чистку и стирку. Следует отметить, что в прогрессивной сети зарплата была не больше и не меньше среднерыночной, однако кандидатов привлекали именно условия труда.

Руководители и служба персонала порой не осознают, что если в компании что-то не удовлетворяет людей (зарплата, отношения, условия), то они будут уходить. Моральные спекуляции на тему предательства всего лишь оправдывают бездействие руководства и HR-менеджеров, которые не ищут причин и не предпринимают действий, а обвиняют...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Опасен ли будущему работодателю уволенный по статье?

Что делать работодателю, если в качестве кандидата на вакансию к нему обращается специалист, имеющий в своем активе увольнение по статье? Нужно ли сразу отказывать такому кандидату в приеме на работу? В каких случаях действительно важно учитывать увольнение сотрудника по инициативе работодателя? Наконец, что делать, если сотрудник скрыл от работодателя, что с предыдущего места работы был уволен по статье? Разбираем на конкретных примерах.

Игры для сплочения коллектива

Автор делится собственным опытом формирования команды и командного духа, объясняет, чем отличается эффективная команда, почему важно ощущение безопасности в команде и доверие к сотрудникам со стороны руководства. Приводит примеры корпоративных спортивных соревнований, конкурсов, игр, квестов, которые помогут добиться укрепления командного духа в неформальной обстановке, раскрыть собственные способности и, возможно, найти новые идеи для работы.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Составляем рекомендательное письмо

Чаще всего именно на кадровую службу возлагают обязанность составить рекомендательное письмо. О том, как правильно его написать, что предусмотреть в тексте, откуда можно позаимствовать фразы и какие именно, узнаете из статьи нашего автора.

Как выбрать и вручить подарок от компании

Автор делится опытом ведения базы подарков, куда вносятся все лица, кото-рым вручаются подарки от организации, а также их предпочтения и презенты, которые были вручены ранее. Рассказывает, когда лучше закупать подарки и в каком количестве, как доставлять подарки, контролировать этот процесс, дарить онлайн-сертификаты.

Как оценить капитал компании в лице ее сотрудников

Один из ключевых капиталов компании – ее сотрудники. Тем более сейчас, когда на рынке труда разворачиваются бои за квалифицированных и мотивированных специалистов. Понять, кто именно подходит вам, как удержать нужного сотрудника, помочь ему двигаться вперед, поможет грамотная оценка компетенций. Поделимся наработками компании и расскажем, как выстраивали этот процесс.

Тренинг общения: обучение, закрепление, обратная связь

Тренинг общения необходим не только тем сотрудникам, которые в силу профессии пересекаются с клиентами, но и тем, кому часто приходится общаться с коллегами. О том, как провести тренинг собственными силами, на что обратить внимание во время обучения, как установить контакт, заставить слушателей воспринимать информацию и правильно выражать свои чувства, а также закрепить новые навыки и грамотно отчитаться перед начальством о результатах тренинга – и пойдет речь в статье.