Сделать процесс обучения не только полезным, но и интересным – задача не из простых. К тому же есть риск превратить обучение через игровую форму в шоу, которое никто не будет воспринимать всерьез. Тем не менее за геймификацией будущее благодаря все большему распространению информационных технологий. Программы позволяют наилучшим образом «упаковать» знания и передать их человеку в удобной игровой форме. Покажем, как создать игру для hr-целей.
Внедряя элементы геймификации, менеджеру по персоналу необходимо знать, как устроена игра. Мы рассмотрим теорию и практику игр с тем, чтобы наилучшим образом использовать их управленческий потенциал.
Игра – специфическая деятельность, тесно связанная с жизнью человека. Играют люди разных возрастов, профессий, национальностей, социального положения. Впрочем, игровая активность свойственна и животным – как домашним, так и диким. По всей видимости, этот универсальный вид активности появляется у представителей живой природы, достигших определенного уровня развития.
Для сферы управления персоналом игра – мощный, часто незадействованный управленческий ресурс. В первую очередь потому, что он обладает сильным мотивационным потенциалом.
Если вы когда-либо играли в компьютерные игры, то понимаете, о чем идет речь. Когда появились первые стратегии (Heroes of Might and Magic, Civilization) и шутеры (Counter-Strike, Quake), подростки просиживали в компьютерных клубах чуть ли не сутками. Сейчас компьютерные игры относятся к киберспорту, проводятся международные соревнования, есть сообщества, ассоциации. Да и сотрудники компании, бывает, с удовольствием часами раскладывают пасьянс «Косынка» – стандартное приложение всех поколений операционной системы Windows.
Сравните увлеченность среднего геймера и сотрудника, которому поручили работу над новым проектом. Первый настолько одержим игрой, что тратит на нее все свободное время и деньги, чтобы приобрести более мощный компьютер или программу. Сотрудник же частенько трудится вполсилы несмотря на то, что организация начисляет ему зарплату, оплачивает дорогостоящее обучение, оборудует рабочее место.
Мало того, игра настолько интересней рабочей реальности, что конкурирует с ней за внимание сотрудника. Многие работодатели бывают вынуждены блокировать сайты с онлайн-играми, чтобы работники не тратили на них время.
Представляете, как были бы рады руководители, если бы их подчиненные стремились к выполнению задач так же, как стремятся заработать игровые бонусы? Это имело бы экономический эффект, сравнимый с открытием нового прибыльного предприятия. Поэтому геймификация, как сравнительно новый тренд в сфере управления персоналом, притягивает все больше взоров со стороны менеджмента предприятий.
Виды игр
Михай Чиксентмихайи, американский ученый-психолог, утверждает, что существуют так называемые «потоковые занятия». «Основной смысл потоковой деятельности состоит в обретении радости. Примерами таких занятий являются игры, искусство, спорт, а также разного рода церемонии и ритуалы. Благодаря своей структуре они помогают участникам и зрителям достичь упорядоченного состояния сознания, приносящего радость», – пишет он в своей работе «Поток. Психология оптимального переживания» 1.
Ученый приводит классификацию таких потоковых занятий, ссылаясь на другого исследователя – французского философа и социолога Роже Калуа, который выделил четыре класса игр (под играми понимается любая деятельность, приносящая удовольствие):
Следует заметить, что сложная и интересная игра может включать в себя элементы нескольких классов. Так, например, игра в пейнтбол, бесспорно, имеет соревновательный момент (команды состязаются между собой – кто поразит соперника большее количество раз), есть компоненты, свойственные классу илинкс, – приходится двигаться, прятаться, уклоняться от шаров противника. И, безусловно, в пейнтболе прослеживается мимикрия – игроки сражаются как воины, но при этом никто не погибает....