Разбираемся в причинах эмоционального выгорания сотрудников и ошибках руководителей, которые довели до этого. В частности, к чему приводят отсутствие обратной связи, неправильная мотивация, постоянные требования переработок, скучная и рутинная работа. Расскажем, как бороться с эмоциональным выгоранием. Причем дадим советы не только руководителям в отношении подчиненных – как организовать работу, чтобы не допустить стресса у сотрудников, но и порекомендуем работникам, на что обратить внимание в случае, если уже ощущается профессиональное выгорание.
В 2018 году международное рекрутинговое агентство Hays провело исследование, в ходе которого выяснилось, что 79% россиян сталкивались с синдромом профессионального эмоционального выгорания. Самые распространенные причины – стрессы, переработки, отсутствие удовлетворения от работы. Такая статистика неутешительна, учитывая, что эмоциональное выгорание влечет за собой ряд физиологических и психологических заболеваний в хронической форме. Так что любому руководителю, да и hr-отделу в целом, нужно быть внимательным и при возникновении у подчиненных усталости, безразличия к работе и упадка сил принимать меры.
Разбираемся в причинах: ошибки работодателей, из-за которых случается эмоциональное выгорание
По словам Василия Ключевского: «Найти причину зла – почти то же, что найти против него лекарство». Так что начнем мы с разбора ошибок руководителей, которые ведут к эмоциональному выгоранию:
1) переработки. Когда начальство регулярно заставляет подчиненных работать по 12–14 часов в сутки, у последних усталость перерастает в упадок сил. Они допускают больше ошибок, постоянно пребывают в стрессе, и это состояние часто осложняется болезнями. Доказано: сотрудники, которые перерабатывают, чаще уходят на больничный;
2) отсутствие обратной связи. Когда люди работают, но не получают оценки действий, они стоят на месте. Часто они не понимают своих ошибок, не совершенствуются, не растут, а это первый шаг к выгоранию;
3) рутина. Одни и те же задачи каждый день делают работу неинтересной, скучной. Отсюда хандра, а после – и более тяжелое состояние;
4) отсутствие мотивации или неправильная мотивация. Если руководитель не обращает внимания на предложения и пожелания коллектива, те будут лениться, а в дальнейшем успехи и провалы на работе им станут безразличны;
5) отсутствие обучения и развития. Если человек уже пять лет старается, но не получает повышения и не учится новому, у него падает самооценка, появляются мысли о несостоятельности.
Это те вещи, на которые мы рекомендуем обратить внимание в первую очередь. При этом могут быть и другие ошибки. В каждой компании свои: где-то босс слишком требователен, где-то штрафы высокие, где-то много конфликтных клиентов. Например, в организации «Каппа» у нескольких руководителей отделов эмоциональное выгорание появилось из-за частых совещаний. После того как их количество сократили до 1 в 2 недели, все вернулось на круги своя.
Сотрудник, конечно, может перегорать и по каким-то личным причинам. Но если мы говорим о всем коллективе, то здесь явно нужно начинать с анализа менеджмента. Помните известное выражение: «Рыба гниет с головы»?
Дальше надо разобраться, что предпринять, если у сотрудников эмоциональное выгорание. Для этого надо понять, какие симптомы к нему относятся:
- слабость, усталость;
- жалобы на головную боль;
- безразличие или циничное отношение к работе;
- пессимизм;
- раздражительность;
- нежелание принимать решения, брать на себя ответственность;
- отсутствие интереса...