Сотрудники компании, их квалификация, мотивация, желание вкладывать силы в общее дело – ​это один из тех ресурсов, который позволяет предприятию быть экономически эффективным. При этом у каждого человека есть тот потенциал, который зачастую оказывается недораскрыт даже им самим. Поговорим о существующих методиках, позволяющих выявить таланты и возможности ваших сотрудников. Приведем примеры действующих в ведущих российских компаниях программ.

Человеческий потенциал: откуда ноги растут

Под понятием «человеческий потенциал» чаще всего понимаются те качества людей, которые напрямую влияют на результаты активности, проявляемой ими в деятельности. То есть это свойства человека, помогающие в определенных обстоятельствах решать стоящие перед индивидом задачи. Большинству исследователей человеческого потенциала, да и самим людям, нацеленным на саморазвитие, интересно найти методы, с помощью которых можно стимулировать высокоэффективную деятельность. Кстати, Абрахам Маслоу, которого обычно вспоминают, говоря о пирамиде потребностей, создал целую концепцию «пиковых переживаний». Под ними он понимал моменты, когда человек выходит за пределы своих возможностей, испытывая при этом невероятный эмоциональный подъем и счастье. И в этом состоянии, по мнению исследователя, актуализируются все возможности человека.

По большому счету, всех ученых, изучавших человеческий потенциал, объединяет одно – твердая уверенность в том, что люди используют лишь незначительную часть своих вероятных качеств, возможностей и свойств. Соответственно, возникает желание попытаться активизировать тот самый, неиспользуемый резерв, довести до максимума результативность индивида.

В 1960-х годах даже появилось движение за человеческий потенциал (Human Potential Movement), в частности в США оно привело в 1960–1970-е годы к созданию специальных центров роста (the growth center), где практиковали различные методики для активизации «пиковых переживаний», а также «жизненных сил» (life forces). По мнению основателей центра, воздействие методик должно было реализовываться в позитивном творчестве. Центры роста работали на платной основе.

Нужно сказать, что в конце 1970-х движение по раскрытию человеческого потенциала пошло на спад, а его сторонников начали критиковать за недостаточную теоретическую обоснованность их практической деятельности. Однако в последние десятилетия многие исследователи стали возвращаться к исследованиям возможностей раскрытия человеческого потенциала, более глубоко переосмыслять опыт предшественников.

Связано это, в первую очередь, с изменением внешних условий, со вставшей перед человеком необходимостью быть более гибким, обладать soft skills, с усилением конкурентной борьбы (в том числе и за трудовые места), с необходимостью связать «человеческий фактор» и перспективы социально-экономического развития. Да и нельзя не вспомнить в этом контексте и уже растащенную на мемы фразу бывшего вице-премьера правительства России Сергея Иванова: «Мы признаем, что Россия богата не только углеводородами. Люди – вот наша “вторая нефть”. В центр внимания государства должен вернуться человек, и именно крупномасштабные инвестиции в человеческий потенциал – наш основной приоритет».

Что входит в потенциал человека

Давайте разберемся, что конкретно вкладывается в понятие человеческого потенциала и что именно, в таком случае, необходимо развивать. Нужно отметить, что теорий, объясняющих человеческий потенциал, немало. Приведение их к более практическому знаменателю даст нам примерно такую схему:

Схема 1. Что входит в человеческий потенциал

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

Организуем совещания и собеседования в Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Как научиться скорочтению

Что такое «суперспособности»? И как научиться им, не отрываясь серьезно от работы? Поговорим об одном таком навыке – читать тексты не только быстро, но и качественно. Работа кадровика предполагает ежедневное изучение огромного количества информации, а, ускорив этот процесс, вы сможете добиться большего за отведенное время и, кто знает, – ​может быть, даже научитесь уходить с работы вовремя.

Учимся деловому цифровому этикету

За последнее время деловая жизнь еще больше «ушла» в Интернет. В статье конкретно и по пунктам перечислены правила этикета делового общения в сети: по электронной почте, в мессенджерах (WhatsApp, Viber и др.), а также в соцсетях. Расскажем про правила общения и как их внедрить в организации.

Как удерживать внимание участников на онлайн-встречах

Из-за ограничений, связанных с распространением коронавируса, многие офлайн-мероприятия, в том числе корпоративные (совещания, тренинги и пр.), были перенесены в Интернет. Но даже на самых интересных онлайн-встречах внимание аудитории рассеивается. Пришло сообщение в социальную сеть, захотелось попить, позвали из другой комнаты, и все, внимание потеряно. Расскажем, каким образом удержать внимание аудитории в онлайн, как для этого подготовиться к встрече.

Что такое soft skills, и почему они становятся более важными, чем hard skills

В последнее время довольно часто в деловой практике мы слышим термин soft skills. Ориентацию на то, чтобы у персонала были прокачаны эти самые soft skills, можно смело назвать одним из самых ярко выраженных трендов. Остается только разобраться, что же означает этот термин, с чем связана его востребованность и каким образом прокачивать столь актуальные сейчас «гибкие навыки».

Тренинг формирования команды: от подготовки до проблематизации

Провести тренинг командообразования в организации можно собственными силами. Его технология довольно проста – нужно заставить работников вместе выполнять задания, используя определенные алгоритмы. В принципе этим в компании без всяких тренингов занимается руководство. Однако часто от персонала требуется большая сплоченность и производительность, тогда помогает специальный тренинг. Как его ­подготовить и провести – читайте в статье нашего эксперта.

Для чего нужен бренд работодателя и как его развить в кризис

Период кризиса – это одно из лучших времен для решения задачи по развитию и продвижению бренда работодателя. Дело в том, что сама ситуация требует от компании новых подходов к работе: нужны люди, обладающие ключевыми компетенциями и способные работать эффективно в сложных условиях, и не просто эффективно, а лучше, иначе, быстрее. Только это помогает удержать компанию на волнах бизнеса. Таких людей нужно привлекать, и зачастую не с открытого рынка, а путем переманивания от конкурентов. Собственных же ­сотрудников, которые гибки и обладают потенциалом, следует удерживать в компании. И не ­просто удерживать, а создавать условия для их стабильной работы. Вера сотрудников в свою компанию вдвойне важна в период, когда на рынке непростая ситуация. Посмотрим, что такое сильный бренд работодателя, зачем он нужен и как его построить.