Еще недавно возможности искусственного интеллекта показывали в фантастических фильмах. Но уже сейчас его используют во многих сферах нашей жизни, в том числе и в кадровой. Расскажем, что такое искусственный интеллект, в каких отраслях он применяется уже сейчас, как его распространение может повлиять на рынок труда в будущем, каким образом он может облегчить жизнь сотрудников отделов кадров, которые в числе первых овладеют новыми технологиями, и пр.
Частенько можно услышать фразу: «Знал бы, где упасть, соломки бы подстелил». Но весь ее парадокс заключается в том, что информация о точках возможного фола, как правило, вполне доступна, впрочем, как и то, где есть пространство для роста и возможностей. Другое дело, что анализировать при том информационном прессинге, который происходит сейчас, становится все сложнее. А некоторые сообщения мы предпочитаем игнорировать, полагая, что нас изменения не коснутся и на нашу жизнь не повлияют. К сожалению, такая участь недостаточно серьезного восприятия часто касается новостей об искусственном интеллекте. А очень зря. Пока большинство считает AI 1 чем-то из фантастических фильмов о далеком будущем, на деле оказывается, что будущее уже наступило. Итак, что же уже умеет искусственный интеллект, и как это может повлиять на рынок труда и работу кадровых служб?
Надо сказать, искусственный интеллект прокрался в нашу жизнь почти незаметно и вовсю отодвигает нас в сторону от востребованности.
В ближайшее время, по данным ООН, работы лишатся 25% россиян, 40% канадцев, 70% эфиопов. В цифрах, по подсчетам McKinsey Institute, это звучит так: к 2030 году от 400 до 800 млн человек останутся без работы.
Почему? Все просто. Их заменят роботы. Мы уже это видим. Например, отсутствие кассиров в некоторых магазинах. На смену им пришли терминалы. Или возможность взять кредит онлайн без похода в банк. А что еще?
ИИ в кадрах
Начнем непосредственно с кадровой службы. Согласно аналитическим данным, к 2029 году ИИ заменит порядка 16% сотрудников рекрутингового сектора. ИИ уже используется в службах подбора персонала, но за последние годы эти технологии стали значительно совершеннее, а повышение спроса на них спровоцировала пандемия.
Транснациональные компании (например, McDonalds, банк JP Morgan, консалтинговая компания PWC, продовольственный концерн Kraft Heinz) уже используют программы Pymetrics на искусственном интеллекте. В итоге на собеседование с живым рекрутером соискатель проходит, только если его одобрит искусственный интеллект на тестировании.
Наши компании не отстают от иностранных.
«ВТБ» запустил технологию найма персонала на основе ИИ. Банк использует роботизированную систему IT-компании Skillaz в целях подбора кандидатов на массовые позиции. При этом ИИ не просто оценивает соискателей, но и строит предиктивные модели эффективности их работы в будущем. Система с начала 2020 года приняла решение о найме 35% от всех устроенных на работу в региональной сети банка. В процессе приема на работу персонала живой рекрутер (как и в случае с транснациональными компаниями) включается только на финальном этапе, когда надо оценить тех кандидатов, которых уже выбрал ИИ.
Даже госорганы вовсю используют высокие технологии.
Роструд включает ИИ в сервисы поиска работы. По словам ведомства, внедрение разработки позволит сделать процесс поиска и найма сотрудников автоматизированным, так как именно ИИ будет рекомендовать соискателю подходящую ему по параметрам вакансию, а работодателям, соответственно, отсылать подходящие резюме. Сервис планируется привязать к порталу госуслуг.
На базе ИИ уже создан инструмент Resume Builder 2, который заточен под формирование профессионального резюме. То есть искусственный интеллект сам составляет резюме за соискателя. Более того, не только текстовую часть, но и визуальную упаковку, оптимизируя их индивидуально под конкретные компании. Сопроводительные письма программа также создает самостоятельно. Интересно, что подтолкнуло к созданию данной программы исследование, данные которого продемонстрировали, что порядка 40% специалистов по HR просматривают резюме менее чем 60 секунд, а 25% и вовсе тратят на это 30 секунд. Соответственно, было решено сделать инструмент, который должен способствовать приглашению соискателя на собеседование, а не отсеять его резюме на первичном этапе. Любопытно, да? ИИ составляет резюме для компаний, но при этом в корпорациях другой ИИ эти резюме просматривает. Еще в этом контексте невольно вспоминается, что лишь недавно были достаточно популярны мини-тренинги по грамотному составлению резюме, а теперь и напрягаться не надо, обо всем подумает машина.
И уж если зашла речь об обучении, то нельзя не вспомнить о свежем нововведении компании из «Большой тройки» сотовых операторов.
Сотрудников контактного центра «Мегафон» теперь тренирует ИИ от SkyTrainer. Обучение направлено на отработку навыков голосового общения с клиентами. Платформа анализирует речь работника, фиксирует его ошибки и выдает индивидуальные рекомендации. Экзамены программа также принимает самостоятельно, после чего отправляет руководителю направления персональный отчет по каждому из сотрудников.