Top.Mail.Ru
Для hr-специалиста уметь выступать публично, не стесняясь, уверенно и выразительно – ​полезный навык, которым вы можете блеснуть перед начальством и коллегами. Годовой доклад, выступление на конференции или речь на корпоративном празднике – ​уже давно не редкость в работе кадровика. Кто-то не может и слова вымолвить перед небольшой группой сотрудников, а кто-то спокойно держит внимание большой аудитории. Это не значит, что с первыми все потеряно. Научиться выступать публично вполне по силам, даже самостоятельно. Рассказываем, что для этого необходимо.

В любой профессии, в любом виде деятельности есть универсальный набор навыков, без которых никуда. Например, в современном мире трудно обойтись без компьютера, им пользуются все – ​от секретаря до квалифицированного рабочего. Исключение составляют, пожалуй, представители малоквалифицированных профессий – ​грузчики, разнорабочие, хотя и они все чаще используют различные электронные устройства, необходимые в работе. Таким образом, умение работать на компьютере – ​универсальная компетенция.

К наиболее важным универсальным компетенциям можно отнести и умение выступать публично. Сотруднику службы персонала этот навык необходим, поскольку ему приходится общаться с руководством. Отчеты, совещания, собрания – ​все это формы делового общения, где нужно уметь установить контакт с группой людей, выступать, излагать мысли. Но у кого-то это получается лучше, а у кого-то хуже.

Бывает, что в одной компании работают два специалиста одной квалификации. Но один вдруг делает головокружительную карьеру, а другой всю жизнь сидит на должности, на которую когда-то устраивался. Объясняется это просто. «Карьерист» выступает на каждом совещании, на каждом корпоративном мероприятии поздравляет всех «от лица компании», да и вообще всегда готов поддержать непринужденную беседу с кем-то из руководства. А тот, который никак не может продвинуться, сидит тише воды, ниже травы; делает доклад – ​краснеет, вызывают на совещание – ​бледнеет. И вроде хочется ему выделиться и заявить о себе, но как-то неудобно да и не получается. В общем, без умения выступать публично никуда, и этому нужно учиться.

Чему будем учиться?

В публичном выступлении много составляющих – ​правильное звукопроизношение, план выступления, язык тела, специальные приемы, позволяющие направлять внимание аудитории. Ораторское искусство – ​это отдельная профессия, специальность. Но для обычного офисного сотрудника особых изысков не нужно – ​достаточно уметь донести свою мысль до слушателей и самое главное – ​«не мешать» этому процессу своим поведением, т. е. не краснеть, не бледнеть, не икать, не падать в обморок, не смеяться невпопад и не хихикать смущенно.

Многие бизнес-тренеры, занимающиеся тренингами публичного выступления и ораторского искусства, грубо делят аудиторию на две категории:

  • «зажатые» – ​настолько испуганные, что им страшно раскрыть рот;
  • косноязычные – ​эти могут говорить долго и уверенно, но их речь бессодержательна и неинтересна.

Начнем с «зажатых». Воспитание большинства советских людей было пронизано коллективистскими ценностями, приоритет всегда был за отрядом, бригадой, рабочим коллективом. Умение выступать публично – ​это искусство, которое немножко поднимает человека над толпой, а для тогдашних идеологов это был атрибут эгоистического капиталистического общества. Поэтому семьи не поощряли детей учиться говорить публично. Зачем это делать, если есть партия, которая скажет, как и о чем нужно думать и о чем мечтать? Появились целые поколения людей, считающих себя недостойными учить других, «вести за собой» и открыто выражать свои эмоции. Это не то чтобы плохо, но никак не помогает делать карьеру и самоутверждаться на профессиональном поприще.

Для «зажатых» людей можно порекомендовать выполнять следующие упражнения.

Упражнение 1. Разговор на улице

Для этого упражнения нужен партнер. Предложите поучаствовать в нем своему знакомому / знакомой, другу / подруге, коллеге по работе. Нужна оживленная городская улица. Встаньте на расстоянии 10–20 метров друг от друга в таком месте, чтобы между вами туда-сюда ходили прохожие. Начните разговаривать на любую тему. В принципе, не важно, о чем пойдет речь, главное, чтобы вы слышали друг друга. Говорите так, как вы говорили бы, просто прогуливаясь вместе. Упражнение нужно выполнять не менее десяти минут.

Результат упражнения имеет два важных эффекта: во-первых, вы перестаете стесняться окружающих, а во-вторых, начнут работать связки, легкие и речевой аппарат в целом. Люди стеснительные говорят тихо, как бы извиняясь за то, что они вообще смеют что-либо произносить. А для публичного выступления это крайне вредное свойство, ведь никому неинтересно напрягаться, вслушиваясь в шепот неуверенного докладчика.

Если не получилось в первый раз, можно повторять упражнение до тех пор, пока вы перестанете замечать окружающих и сможете получать удовольствие от разговора.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

О смехе и шутках с научной точки зрения

Давно известно, что с помощью смеха можно лечить болезни, юмор значительно облегчает жизнь, а умение вовремя пошутить может значительно скрасить любые отношения и даже вывести из стресса. Но что такое происходит в нашей голове, что мы начинаем безудержно хохотать или хихикать над какой-то фразой или действием? И как получить максимальную пользу от смеха? Разберемся со всеми этими вопросам, а заодно узнаем формулу хороших шуток, ведь коллеги с чувством юмора всегда на вес золота.

Как поддержать персонал в кризис, если на это нет средств

Позволить себе профессионального корпоративного психолога может не всякая компания – ​только самые крупные. Что же можно сделать, когда организация сильно ограничена в средствах? Рассказываем, зачем нужно поддерживать работников во время нестабильных ситуаций и каким образом, не тратя дополнительные средства. Будете в курсе, почему массовые увольнения не помогают в стабилизации ситуации, насколько важно быть откровенными с коллективом и общаться по-человечески с персоналом, каким образом избавиться от токсичности на работе.

Создание и использование «библиотеки знаний» в компании

Статья о том, как создать в компании «библиотеку (базу) знаний», которая не потребует вложений: работники компании поделятся своим опытом и навыками, которые смогут использовать другие сотрудники. Даем рекомендации о том, чем наполнить такую «библиотеку знаний», чтобы она сослужила хорошую службу: стандартами, регламентами, кодексами, инструкциями, бланками и шаблонами документов и презентаций, заготовками для организации командировок, обучающими видеороликами, чек-листами и памятками.

Генеалогическое путешествие со смыслом

Людям всегда интересно узнать про своих предков, поэтому генеалогические исследования становятся все более популярными. А с развитием технологий, оцифровкой архивов, доступом к базам данных со всех уголков мира через Интернет, сделать это стало довольно просто. Узнаете, как начать самостоятельный генеалогический поиск совершенно бесплатно и даже не выходя из дома. Автор делится своим опытом по поиску предков и рассказывает, какие бесплатные сайты можно использовать для этого.

Как научиться говорить «нет» коллегам и начальству

Помните голливудский фильм с Джимом Керри «Всегда говори “Да”»? Нелюдимый Карл на любую просьбу говорил всегда всем «нет». У нас же обратная ситуация: большинство не умеет отказывать коллегам и начальству. А это порой влияет на работу. Поскольку просьбы могут быть далеко не рабочего содержания: сходить за кофе, отнести вещи в химчистку или помочь доделать проект, который совсем не входит в круг ваших обязанностей. Посмотрим, что можно сделать, чтобы вырваться из этого порочного круга, и когда уместно говорить начальству «нет».

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как подготовить презентацию годового отчета

Раскрыты секреты создания эффектной презентации в современном стиле для деловых отчетов и планов: как сделать данные наглядными, как привлекать внимание, как лучше форматировать гистограммы и диаграммы, как использовать шрифты, цвета и картинки, где взять бесплатные фото и иконки. Описаны полезные возможности программы PowerPoint из Microsoft Office, которые стоит знать и применять на практике.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.