О том, кто такой хам, в каких формах встречается хамство (уделяем внимание офисному хамству), всегда ли это прямые оскорбления оппонента, каковы причины хамства и почему на практике приходится встречаться не только с регулярным хамством, но и случайным. Даем советы: какой прием может положить конец хамскому поведению коллеги, что не стоит делать для нейтрализации хама, какие меры дисциплинарного характера можно применить.

Когда вы слышите слово «хам», с каким прилагательным оно у вас ассоциируется? Согласно мнению пользователей русскоязычного Интернета, наиболее часто встречаются выражения «хам трамвайный» и «хам базарный». В самом деле, хамство в его классическом понимании можно встретить в битком набитом транспорте в час пик, на рынке (базаре), а также в самых разнообразных очередях, от магазина и до регистратуры районной поликлиники. Офис в качестве места, где обитают хамы, мы рассматриваем вряд ли – тем не менее хамство может встретиться и там.

К сожалению, проблема распознавания офисного хамства заключается в том, что мы не всегда идентифицируем определенное поведение людей в качестве хамства, воспринимая его порой буквально как норму. Но по своей сути оно является хамством. Поэтому давайте начнем хотя бы с минимальной теоретической базы.

Что такое хамство, кто такой хам?

За определением хамства обратимся к словарям, в том числе и психологическим. Словарь С.И. Ожегова трактует хамство как «грубость, наглость, подлость, низость». Другие толковые словари дают следующие варианты определения хамства:

  • «проявление неуважения и невежливости к окружающим людям»;
  • «грубое и агрессивное поведение, направленное на причинение морального вреда оппоненту»;
  • «пренебрежение нормами морали и приличий, сознательное пренебрежение нормами нравственной гигиены».

Некоторые философы отмечают, что хамство – это обесчеловечивание оппонента, лишение его естественных прав человека, в частности на охрану достоинства.

Психологические словари определяют хамство как грубое, неуважительное и оскорбительное поведение, направленное на унижение другого человека и часто проявляющееся в наглости, дерзости и отсутствии элементарной вежливости.

Итак, первые выводы мы можем сделать уже сейчас:

  • хамство всегда является бесцеремонным нарушением личных границ другого;
  • грубость, сквернословие, повышение голоса, открытые оскорбления (классическое «трамвайное» или «базарное» хамство) – одна из форм хамства, но увы, не единственная. Если на вас не повышают голоса и в диалоге с вами не употребляют обсценной лексики, еще не значит, что вам по факту не хамят.

Пример 1

Воспитанные люди считают, что обсуждение чужой внешности – самое последнее дело, которое можно допустить в диалоге. Есть даже выражение «перейти на личности», когда обсуждается в том числе внешний вид оппонента. Обычно это происходит, когда закончились последние аргументы по существу вопроса. И вот однажды в офисе одна коллега неожиданно заявила другой:

– Кать, а зачем ты надела эти туфли? Ты что, не видишь, что они давно вышли из моды и выглядят так, как будто их одолжила тебе прабабушка? Смотри, Катерина, ты так долго замуж не выйдешь!

Кому-то может показаться, что коллега желала Екатерине только добра. Но даже если так, как она это сделала? Бесцеремонно вторгнувшись со своим «ценным» мнением в личные границы девушки и затронув, пожалуй, два самых личных аспекта человеческой жизни: внешность и семью. Не сказав ни одного грубого слова, коллега Кати открыто нахамила ей.

Как хам дошел до жизни такой

Психологи сходятся во мнении, что один из основных мотивов поведения хама, во многом бессознательный, – это маскировка собственного стрессового состояния, тревоги, ощущения постоянных неудач, неуверенности в себе. Психотерапевт Николай Николаевич Нарицын отмечал, что хам ощущает себя внизу общественной иерархической пирамиды и словно ищет того, кто (по его личному мнению) еще ниже, чтобы утвердиться за его счет. В группе риска оказываются, как правило:

  • те, кто младше, слабее физически, находится в трудной жизненной ситуации (например, пережил недавно боль от каких-то потерь);
  • те, кто в данной социальной группе пока выглядит чужим (например, трудовой мигрант или иностранец, недавно прибывший со своей родины для длительного пребывания в России; а также просто новенький в офисном коллективе);
  • а также женщины, если хамящий человек – мужчина.

При этом хам считает, что на дно социальной иерархии он помещен несправедливо. На самом деле он заслуживает куда более высокой позиции. В крайнем своем выражении хамство проявляется, когда человек мнит себя едва ли не пупом земли, подобно пушкинской старухе у разбитого корыта, которая хотела стать владычицей морскою, ибо роль...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Трудоголизм: ценность или боль?

Сложно найти работодателя, который бы не хотел, чтобы каждый его работник был трудолюбив и отдавал всего себя работе. Однако обратной стороной трудолюбия выступает трудоголизм – реальная зависимость нашего времени. Выясняем, какими трудоголики бывают, чем полезен трудоголизм и чем он вреден, в том числе для работодателей.

Как мастермайнд помогает компании развиваться

Что такое мастермайнд? Для чего он может пригодиться организации? Каковы подводные камни в проведении мастермайнда? Кто может быть модератором и в чем его роль? Какова должна быть структура мастермайнда, чтобы это было эффективно для участников? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы, объясняем, как мастермайнд помогает сотрудникам лучше коммуницировать друг с другом, расти в компании и повышать эффективность трудового процесса. Даем советы модераторам по ведению мастермайнд-групп, особенно в конце весны, когда погода располагает к активностям на улице, где можно запланировать мастермайнд.

Как синдром самозванца мешает карьерному росту

Что такое синдром самозванца? В чем опасность такого синдрома? Почему он мешает строить карьеру? Как работодателю распознать синдром самозванца у сотрудника и помочь от него избавиться без вреда для работы? Какие меры предпринять работодателю, чтобы не допустить появления синдрома самозванца у персонала? Даем работающие советы, как повысить самооценку и поддержать работника в подобной ситуации. Сможете пройти тест на синдром самозванца.

Экономия на сотрудниках: взгляд психолога

Пандемия новой коронавирусной инфекции, а затем и сложная геополитическая обстановка спровоцировали очередной, и уже достаточно затяжной, экономический кризис. Естественно, что работодатели задались вопросом: на чем можно сэкономить, чтобы компания не пошла ко дну? Стоит ли действовать по старинке, начав с сокращения затрат на персонал? Какие есть современные работающие механизмы, чтобы и по миру не пойти, и костяк эффективного персонала сохранить.

Аудио- и видеозаписи как доказательства в трудовом споре

Как узаконить видеозапись, чтобы в дальнейшем можно было ее использовать в качестве доказательства в суде? Что нужно предпринять? Какие документы подписать с работником и как запросить его согласие? Возможно ли использование в суде стихийной видеосъемки на камеру мобильного телефона или аудио­записи переговоров с работником во время сложного увольнения? Можно ли отказаться от согласия на аудиозапись, чтобы потом суд не принял ее в качестве доказательства? Как составить текст ходатайства? Нужно ли делать расшифровку и пр.?

Дисциплинарная комиссия: создание, деятельность, оформление протоколов

Как действовать службе персонала при выработке мер по укреплению дисциплины труда и привлечению работников к ответственности? Какие методы помогут обезопасить от нарушений установленного законом порядка, обеспечат соблюдение принципов справедливости и законности при наложении дисциплинарных взысканий? В статье отвечаем на эти вопросы, говорим о создании системы, которая (при ее налаженной работе) поможет упорядочить процесс привлечения сотрудников к дисциплинарной ответственности, унифицировать связанный с этим документооборот, а также поспособствует своевременному выявлению причин нарушений трудовой дисциплины и их устранению. Даем понятный алгоритм наложения дисциплинарного взыскания, образцы приказов о создании (постоянной и разовой, на событие) дисциплинарной комиссии, а также 3 образца оформления протоколов заседаний дисциплинарных комиссий (для разных стадий процесса ее работы), которыми вы сможете воспользоваться на практике.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение

Не все работодатели знают, как правильно воздействовать на злостных нарушителей этических норм, оставаясь при этом в правовом поле, чтобы в последующем не нарваться на претензии со стороны проверяющих, не быть втянутыми в судебные тяжбы (а если все-таки придется оказаться в суде, как выйти из процесса победителем). Авторы объясняют на конкретных примерах, какие документы нужно оформить работодателю, чтобы наказать сотрудника за несоблюдение им правил этики, какова позиция по этому вопросу у Роструда и Минтруда России. Приводят образцы формулировок, которые понадобится заранее включить в локальные нормативные акты, чтобы минимизировать риски как привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности, так и трудовых споров (показаны примеры их разрешения в пользу работодателей и работников).