Top.Mail.Ru
В психологической литературе все чаще можно столкнуться с термином «токсичный человек». Встречаются с ним и кадровые специалисты. Ведь именно они чаще всего на передовой, общаются с разными сотрудниками, причем далеко не всегда в приятных обстоятельствах. Давайте разберемся: кто такие токсичные работники и что такое офисная токсичность? какие токсы представляют наибольшую опасность для трудового процесса? Сможете по характерным признакам сразу распознавать действительно токсичного человека, поймете и причины, почему он таковым является. Пригодится как на работе, так и в обычной жизни.

Начнем с понятия

Начнем по научной традиции с определений. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова, токсичным называется нечто, способное отравить, вызвать отравление. Понятно, что применительно к человеку это прилагательное используется в случае, когда человек вольно или невольно создает вокруг себя атмосферу, в которой окружающие чувствуют себя примерно так, как если бы они отравились. Любой медик вам скажет, что основными симптомами отравления являются тошнота, спазмы в животе, головная боль. Также многие медики подтвердят, что сходные симптомы иногда вызывает стресс, а само состояние называется психосоматическим недомоганием. Получается, токсичный коллега – ​это коллега, от поведения которого большинство окружающих испытывает стресс, причем стресс значительный по силе, поскольку он вызывает физические страдания.

Какие люди могут вызвать подобную реакцию? Единого, универсального портрета токсичного коллеги «нарисовать» нам не получится. Причин, по которым окружающие чувствуют дискомфорт от пребывания рядом с определенным человеком, много, и они разнообразны по своей природе.

Здесь нужно сделать важную оговорку, задуматься над которой стоит каждому руководителю и менеджеру по персоналу. Порой причина, что определенного человека коллектив воспринимает как токсичного, не в самом человеке, а в коллективе. А 90% ответственности в этом, на наш взгляд, лежит именно на непосредственном руководителе коллектива. Недаром в народе распространена фраза, приписываемая Бенедикту Спинозе: «Слова Павла о Петре говорят куда больше о Павле, чем о Петре». Проиллюстрировать эту ситуацию очень легко: нередко в коллективе собираются люди примерно одинакового типа личности и стиля поведения, а потому отторжение и заключение о токсичности может вызвать любая, хотя бы минимальная нестандартность.

В связи с этим нужно понимать, что чаще всего причины токсичности именно в самом коллеге, в недостатках его личных коммуникативных способностей. Что же это может быть за человек?

Токсичные работники – ​нарциссы?

Выше мы отметили, что в современной жизни на проблему токсичных коллег зачастую смотрят слишком узко. Зайдите в соцсети, посетите психологические блоги, посмотрите на полки книжных магазинов в разделе «Популярная психология». У вас наверняка создастся впечатление, что самой обсуждаемой проблемой, связанной с термином «токсичный человек», сегодня является проблема распространения по современному обществу нарциссических личностей. Традиционно нарциссом (нарциссистом) называют человека, который:

  • убежден в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми;
  • имеет завышенное мнение о своих талантах и достижениях;
  • поглощен фантазиями о своих успехах;
  • ожидает безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих;
  • постоянно ищет восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости;
  • не умеет проявлять сочувствие;
  • одержим идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие ему завидуют.

Но, как говорит известный психотерапевт, психоаналитик Николай Николаевич Нарицын, не все в данном вопросе так однозначно. Хотя бы потому, что в мировой психологической практике нет единого...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание! Стартовала скидка
на 1-е полугодие 2023 г.

Успейте воспользоваться!

Рекомендовано для вас

Развиваем навык публичных выступлений

Для hr-специалиста уметь выступать публично, не стесняясь, уверенно и выразительно – ​полезный навык, которым вы можете блеснуть перед начальством и коллегами. Годовой доклад, выступление на конференции или речь на корпоративном празднике – ​уже давно не редкость в работе кадровика. Кто-то не может и слова вымолвить перед небольшой группой сотрудников, а кто-то спокойно держит внимание большой аудитории. Это не значит, что с первыми все потеряно. Научиться выступать публично вполне по силам, даже самостоятельно. Рассказываем, что для этого необходимо.

Бесплатные сервисы проверки соискателей

К подбору персонала в настоящее время нужно подходить внимательно и осознанно. Недостаточно посмотреть резюме и побеседовать с кандидатом, надо его еще и проверить. Когда в компании есть служба безопасности – ​она это сделает за отдел кадров. А если ее нет? Как проверить правдивость информации из резюме соискателя? Мы подготовили обзор публичных и бесплатных интернет-сервисов, благодаря которым можно провести комплексную проверку соискателя буквально за полчаса.

Как определить токсичность кандидата на этапе собеседования

В предыдущем номере журнала мы рассмотрели основные типажи токсичных работников, при этом выделив среди них как умышленных, так и неумышленных вредителей офисной атмосферы. Несмотря на то что часть работников действует без умысла, нервозный накал в коллективе меньше не становится. Что же делать для профилактики токсичных отношений в офисе? Подобно тому, как болезнь легче предупредить, чем потом лечить, так и токсичного работника лучше в офис изначально не пускать. Для этого следует учесть, что часть «симптомов» токсичности соискателя видна уже на собеседовании или даже перед ним. С помощью нашей статьи станете обладателем такого навыка – пригодится как в работе, так и в обычной жизни.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Рабочая переписка в корпоративном мессенджере

Все больше организаций заводят корпоративные чаты для быстрого общения между сотрудниками. Это действительно удобно. Сообщение мгновенно оказывается на телефоне или другом гаджете коллеги (подчиненного, руководителя). В статье рассказываем о корректном поведении в рабочем мессенджере, в частности, о каких правилах русского языка не стоит забывать, как быстро отвечать на сообщения, корректно ли отправлять их в нерабочее время, какие особенности общения в мессенджере нужно учитывать. Например, аббревиатуры интернет-общения, смайлики, мемы и др.

Развиваем навык публичных выступлений

Для hr-специалиста уметь выступать публично, не стесняясь, уверенно и выразительно – ​полезный навык, которым вы можете блеснуть перед начальством и коллегами. Годовой доклад, выступление на конференции или речь на корпоративном празднике – ​уже давно не редкость в работе кадровика. Кто-то не может и слова вымолвить перед небольшой группой сотрудников, а кто-то спокойно держит внимание большой аудитории. Это не значит, что с первыми все потеряно. Научиться выступать публично вполне по силам, даже самостоятельно. Рассказываем, что для этого необходимо.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.