Top.Mail.Ru
В психологической литературе все чаще можно столкнуться с термином «токсичный человек». Встречаются с ним и кадровые специалисты. Ведь именно они чаще всего на передовой, общаются с разными сотрудниками, причем далеко не всегда в приятных обстоятельствах. Давайте разберемся: кто такие токсичные работники и что такое офисная токсичность? какие токсы представляют наибольшую опасность для трудового процесса? Сможете по характерным признакам сразу распознавать действительно токсичного человека, поймете и причины, почему он таковым является. Пригодится как на работе, так и в обычной жизни.

Начнем с понятия

Начнем по научной традиции с определений. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Дмитрия Ушакова, токсичным называется нечто, способное отравить, вызвать отравление. Понятно, что применительно к человеку это прилагательное используется в случае, когда человек вольно или невольно создает вокруг себя атмосферу, в которой окружающие чувствуют себя примерно так, как если бы они отравились. Любой медик вам скажет, что основными симптомами отравления являются тошнота, спазмы в животе, головная боль. Также многие медики подтвердят, что сходные симптомы иногда вызывает стресс, а само состояние называется психосоматическим недомоганием. Получается, токсичный коллега – ​это коллега, от поведения которого большинство окружающих испытывает стресс, причем стресс значительный по силе, поскольку он вызывает физические страдания.

Какие люди могут вызвать подобную реакцию? Единого, универсального портрета токсичного коллеги «нарисовать» нам не получится. Причин, по которым окружающие чувствуют дискомфорт от пребывания рядом с определенным человеком, много, и они разнообразны по своей природе.

Здесь нужно сделать важную оговорку, задуматься над которой стоит каждому руководителю и менеджеру по персоналу. Порой причина, что определенного человека коллектив воспринимает как токсичного, не в самом человеке, а в коллективе. А 90% ответственности в этом, на наш взгляд, лежит именно на непосредственном руководителе коллектива. Недаром в народе распространена фраза, приписываемая Бенедикту Спинозе: «Слова Павла о Петре говорят куда больше о Павле, чем о Петре». Проиллюстрировать эту ситуацию очень легко: нередко в коллективе собираются люди примерно одинакового типа личности и стиля поведения, а потому отторжение и заключение о токсичности может вызвать любая, хотя бы минимальная нестандартность.

В связи с этим нужно понимать, что чаще всего причины токсичности именно в самом коллеге, в недостатках его личных коммуникативных способностей. Что же это может быть за человек?

Токсичные работники – ​нарциссы?

Выше мы отметили, что в современной жизни на проблему токсичных коллег зачастую смотрят слишком узко. Зайдите в соцсети, посетите психологические блоги, посмотрите на полки книжных магазинов в разделе «Популярная психология». У вас наверняка создастся впечатление, что самой обсуждаемой проблемой, связанной с термином «токсичный человек», сегодня является проблема распространения по современному обществу нарциссических личностей. Традиционно нарциссом (нарциссистом) называют человека, который:

  • убежден в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми;
  • имеет завышенное мнение о своих талантах и достижениях;
  • поглощен фантазиями о своих успехах;
  • ожидает безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих;
  • постоянно ищет восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости;
  • не умеет проявлять сочувствие;
  • одержим идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие ему завидуют.

Но, как говорит известный психотерапевт, психоаналитик Николай Николаевич Нарицын, не все в данном вопросе так однозначно. Хотя бы потому, что в мировой психологической практике нет единого...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.

Правила телефонного делового этикета

Далеко не каждый сотрудник, даже тот, кому приходится много общаться по телефону, знает правила телефонного этикета. А ведь от звонка может зависеть как получение важного контакта, так и успех будущего проекта. Даем советы, как начать телефонный разговор и как его завершить; как реагировать на второй звонок во время беседы по телефону; какие правила применяются к видеозвонкам и разговорам по громкой связи и пр.

Почему не приживаются новые сотрудники?

Отдел кадров выполнил свою работу и подобрал на вакансию подходящего сотрудника. Казалось бы, все, можно радоваться. Но через какое-то время сотрудник увольняется. Почему? Разбираемся, какие ошибки совершают кадровик и руководитель, когда составляют объявления о вакансиях, проводят собеседования, принимают на работу. Объясняем, когда уже принятые сотрудники могут оказаться неподходящими, что учитывать при адаптации нового человека на работе. Называем причины, из-за которых, казалось бы, идеальный кандидат уходит сам. Даем советы руководителю, который ищет себе подчиненного, и hr-специалисту, как подобрать действительно адекватного кандидата и какую работу для этого придется провести со своей стороны.

Как отдыхать, чтобы с удовольствием работать

Лето уже не за горами, а с ним и начало отпускного сезона. В статье говорим о том, как лучше отдыхать, чтобы вернуться к работе действительно полными сил и энергии, с новым творческим потенциалом и запалом, которого бы хватило надолго; как выбрать лучший вариант отпуска из нескольких доступных. В том числе разбираем, как подбирать отдых под свой тип усталости. Возможно, предложенные автором техники отдыха окажутся полезными для вас.

Как кадровиков привлекают к матответственности за ошибки в работе

Многие кадровики допускают ошибки в работе, за которые вынуждена расплачиваться компания. Например, задерживают выдачу трудовой книжки, не соблюдают процедуру увольнения и т. п. После этого сотрудники обращаются в суд и взыскивают с компании немалые деньги. Также нередко из-за ошибок специалиста по кадрам организацию штрафует трудовая инспекция. Заплатив деньги работнику или штраф в бюджет, организации пытаются переложить эти суммы на кадровика. Ведь именно из-за него, как кажется руководству, бизнесу был причинен ущерб. Забегая вперед, скажем, что иногда это им удается. Мы проанализировали судебную практику и выяснили, когда специалисту отдела кадров придется платить за свои ошибки из собственного кармана. И главное, как этого не допустить.

Как когнитивные искажения влияют на восприятие информации

Разбираем самые частотные и именно сейчас ярко проявляющиеся искажения восприятия действительности. В частности, такие ментальные ошибки, как ложный консенсус, наивный реализм и наивный цинизм, склонность к подтверждению своей точки зрения, эффект третьего лица, бумеранга и пр. Зная их «в лицо», сможете сами не попасть в ловушку когнитивных искажений, а также распознаете в окружающих, если кто-то окажется им подвержен. В итоге это поможет адекватно воспринимать информацию извне и не расстраиваться из-за того, что на самом деле является следствием таких искажений.

Что делать, если систематически нарушается трудовая дисциплина?

В чем причина саботажа работы? Почему сотрудники опаздывают или занимаются посторонним на работе? Нарушает ли трудовую дисциплину служебный роман? Даем советы, что делать, чтобы не допустить таких ситуаций, на что работодателю нужно сразу обращать внимание и что изменить в стиле управления. Статья пригодится и работникам, которые смогут опознать себя в нарушителях и сделать правильные выводы.

Лилия Пастушкова: «Системная помощь лучше мандариновой благотворительности»

Чем вредна так называемая мандариновая благотворительность? Почему в жизни каждого ребенка важен значимый взрослый? Какие волонтеры требуются некоммерческим организациям, поддерживающим молодежь и подростков, оставшихся без родителей? Как летние стажировки, практика и онлайн-семинары, организованные компаниями, могут помочь таким детям? Журнал «Кадровая служба и управление персоналом предприятия» попросил директора АНО «Всегда рядом» Лилию Викторовну Пастушкову поделиться опытом, какую помощь детям-сиротам могут оказывать как любая организация, так и отдельные ее сотрудники.