Интервью с директором по налогам ОАО «ВымпелКом» Владимиром Быченковым. Мы побеседуем о внутреннем налоговом аудите, а также о применении американского закона SOX в российской практике.
Как построить функцию внутреннего налогового контроля (аудита) у себя в компании и тем самым повысить общую эффективность управления процессом налогообложения, нам рассказал Быченков Владимир, директор по налогам ОАО "ВымпелКом".
Быченков Владимир Михайлович
В 1992 г. окончил Московский авиационный институт, затем - Институт мировой экономики и информатизации и Академию народного хозяйства при Правительстве РФ; кандидат экономических наук.
С 2001 г. - директор по налогам группы компаний "ВымпелКом", до этого шесть лет там же проработал главным бухгалтером.
- Владимир Михайлович, ОАО "ВымпелКом" является первой российской компанией, включенной в листинг нью-йоркской фондовой биржи (NYSE). Акции компании котируются на YSE под символом VIP. На сегодняшний день по функции "Налогообложение" в компании задействованы около 70 налоговых специалистов и экспертов в полутора десятках юрисдикций (Россия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Армения, Таджикистан, Грузия, Вьетнам, Камбоджа), а также в США и ряде стран ЕС. Расскажите, как удается поддерживать все бизнес-процессы на должном уровне?
- Налогообложение является одним из ключевых бизнес-процессов компании. Для эффективного управления нами была разработана "Корпоративная налоговая политика", которая устанавливает единые принципы управления процессом "Налогообложение" в компании. Корпоративная налоговая политика - это не учетная налоговая политика (в каждой стране требования к налоговому учету законодательно отличаются), это политика, описывающая все основные функции и задачи, которые решают налоговые специалисты компании в рамках процесса "Налогообложение", определяя цели, пути их достижения через соответствующие процедуры, регламенты и методики. Все это определено и согласовано с топ-менеджментом компании в рамках требований к налоговой функции.
В корпоративной политике выделены следующие базовые подпроцессы:
- налоговое администрирование;
- налоговые споры;
- налоговое планирование;
- налоговая поддержка бизнес-процессов;
- управление налоговыми рисками и активами;
- внутренний налоговый контроль и др.
Налоговые специалисты, эксперты и менеджеры компании назначаются функциональными владельцами указанных подпроцессов. Для эффективного осуществления выделенных функций владельцами определяются цели, задачи, пути их решения, а также происходит распределение компетенций через соответствующие процедуры, регламенты и методики.
Структура описания каждого подпроцесса включается в себя также определение ключевых показателей выполнения (исполнения) процедур - key performance indicators (KPI`s).
По этим показателям мы определяем, как именно налоговые специалисты справляются со своим функционалом.
- Поделитесь, пожалуйста, с нашими читателями опытом, как быть уверенным в том, что все налоговые специалисты, находящиеся в Вашем функциональном подчинении, работают без нарушений и существенных материальных ошибок?
- Одним из разделов вышеуказанной политики является Внутренний налоговый контроль. Задачами и функциями данного подпроцесса является идентификация и документирование рисков и покрывающих их контролей по налоговой функции, проведение регулярного и системного анализа влияния изменений, регулярное осуществление актуализации, тестирования и сертификации внутренних налоговых контролей, соблюдение принципа "разделения полномочий", регулярного мониторинга замечаний и статуса планов их устранения. Каждая процедура, регламент по налоговой функции должна удовлетворять требованиям:
- к раскрытию рисков и покрывающих их контролей;
- к функциональному и кросс-функциональному согласованию;
- к непосредственным участникам и владельцам (ответственным);
- к выбору и регулярному мониторингу key performance indicators (KPI`s).
Регулярную выборочную проверку исполнения описанных контролей (процессов) осуществляют как непосредственные участники процедур (ответственные по процедуре), функциональные владельцы (ответственные по процессу), так и внутренний и внешний аудит.
Замечания фиксируются, назначаются ответственные за исправления. Регулярно осуществляется мониторинг статуса выявленных замечаний.
По "динамике" KPI`s мы осуществляем дополнительный мониторинг, определяем зоны "повышенного внимания". Даем те или иные рекомендации (цели) функциональным владельцам, налоговым менеджерам и экспертам.
Например, если показатель вновь выявленных нарушений в процедурах всегда превышает показатель "исправленных", если показатель суммы выявленных рисков от внутренних источников (штатные эксперты) не покрывает материально внешние источники (предварительные претензии налоговых органов), если показатель суммы выигранных спорных эпизодов не покрывает материально сумму претензии по решению налогового органа и динамика показателей не улучшается, значит, не все хорошо в "датском королевстве", надо вернуться к описанию рисков и контролей как на уровне функции, так и на уровне процедур для более серьезного анализа.
Необходимо не только осуществлять мониторинг KPI`s по конкретному процессу (функции, задаче, процедуре), но и делать перекрестные сравнения KPI`s, так как многие процедуры в компании взаимосвязаны.
Поэтому отдельные ошибки могут быть, но я уверен, что они не могут носить материальный характер.
- Владимир Михайлович, я знаю, что Вы применяете в работе компании закон Сарбейнса-Оксли. Помогает ли он в Вашей работе?
- Закон Сарбейнcа-Оксли (SOX), подписанный в 2002 г., значительно ужесточил требования к финансовой отчетности и к процессу ее подготовки для компаний, чьи акции и ценные бумаги котируются на американских биржах.
SOX - это постоянный процесс, основанный на регулярном документальном подтверждении корректности работы функций (влияющих на подготовку финансовой отчетности), регулярном проведении оценки эффективности средств и процедур системы внутреннего контроля, поэтому компании потребовались значительные усилия со стороны всех функций, а не только подразделений, отвечающих за подготовку финансовой отчетности. Несмотря на первоначальные сложности, на мой взгляд, этот закон нам значительно помог систематизировать все наши процессы. Мы получили описание всех существенных бизнес-процессов компании, причем не только имеющих отношение к подготовке финансовой отчетности.
- Каковы выгоды в результате применения данного закона?
- Мы наладили системный подход к процессам, что позволило нам значительно повысить эффективность - мы пользуемся работой, результатами и данными других функций, так как принципы контроля операционных действий и методы оценки влияния изменений у нас единые. А также снизили риски, связанные с "человеческим фактором" и с миграцией сотрудников ("потеря знаний").
Часто департамент внутреннего аудита во многих компаниях рассматривают как элемент, "мешающий" функциональной работе; мы же рассматриваем данную функцию прежде всего как "партнерскую", которая может дать информацию о ценном опыте или новации из другой функции или из мировой практики. У нас общая цель - работающий без сбоев процесс "налогообложения".
30 июля 2002 г. президент Буш подписал Закон Сарбейнса-Оксли (англ. Sarbanes-Oxley Act). Документ значительно ужесточает требования к финансовой отчетности и к процессу ее подготовки. Это стало результатом многочисленных корпоративных скандалов, связанных с недобросовестными менеджерами крупных корпораций.
В соответствии с Законом для акционерных обществ открытого типа
- создается новый режим контроля и регулирования финансовой деятельности;
- происходят существенные изменения в области управления и требований к раскрытию информации.
Закон применяется для всех эмитентов ("issuers"), в данном случае - для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже, NASDAQ или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США).
Согласно положениям Закона в каждой публичной компании должен быть создан Комитет по аудиту.
Закон применяется для всех эмитентов ("issuers"), в данном случае - для всех компаний, ценные бумаги которых зарегистрированы Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC), вне зависимости от места регистрации и деятельности компании (то есть от того, торгуются ли ценные бумаги на нью-йоркской фондовой бирже, NASDAQ или на любой другой американской бирже; зарегистрированы ли в качестве долговых обязательств в США (с листингом или без него); принадлежат ли компании, проходящей регистрацию для выпуска ценных бумаг в США).
- Скажите, какой принцип при осуществлении внутреннего контроля является для Вас основным?
- Самый основной принцип контроля следующий: не нужно концентрироваться на экспертном контроле транзакций (операций), нужно контролировать то, как построен и работает сам процесс, процедура и какие качественные изменения (оценка влияния) происходят. Я вижу повышение эффективности процесса внутреннего налогового контроля в повышении качества внутреннего контроля функции, а не количества перепроверенных операций (действий).
- Владимир Михайлович, что Вы посоветуете нашим читателям при построении функции внутреннего налогового контроля?
- Главное, с моей точки зрения, во всем придерживаться принципа разумности. Необходимо сопоставлять трудозатраты при осуществлении контроля и эффект от его внедрения. При построении этой функции необходимо пользоваться международным опытом и внедрять наиболее эффективные подходы. Мы должны стремиться к тому, чтобы с разумными затратами (человеческие ресурсы, используемые платформы, "ноу-хау", средства на консультантов и "аутсорсинг") проводить необходимый, но достаточный объем контроля.
И если это происходит эффективно, мы конкурентоспособны!