Top.Mail.Ru

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Подрядчик имеет право привлечь к исполнению своих обязательств по договору субподрядчиков. Порядок принятия работ от субподрядчика может отличаться от порядка, в каком этот же результат генеральный подрядчик передаст заказчику. Рассмотрим порядок принятия и передачи результата работ, а также порядок бухучета затрат по договору подряда с привлечением сторонних подрядчиков.

Заключив договор на выполнение работ (если только в нем прямо не предусмотрена обязанность лично выполнить все предусмотренные договором работы), подрядчик имеет право (даже не ставя в известность об этом заказчика) привлечь к исполнению своих обязательств соисполнителей (субподрядчиков) (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

При заключении договора на оказание услуг ситуация прямо противоположная – исполнитель обязан выполнить услуги лично, если только в договоре прямо не дано разрешение на привлечение соисполнителей (ст. 780 НК РФ).

Генеральный подрядчик несет перед заказчиком всю ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения субподрядчиками своих обязательств, а перед субподрядчиками – ответственность за действия заказчика (п. 3 ст. 706 ГК РФ). Генеральный подрядчик сам может вообще не выполнять работы, а только привлекать субподрядчиков. В этом случае его деятельность сродни агентской (ст. 1005 ГК РФ) – найти квалифицированных исполнителей, принять от них результат работ, затем передать этот же результат заказчику, получив от него свое вознаграждение.

Однако конструкция договора и взаимоотношения между заказчиком и генподрядчиком никоим образом не являются аналогией отношений между принципалом и агентом.

При заключении агентского договора принципал поручает агенту найти исполнителей для выполнения работ, заранее зная, что тот не в состоянии сам их выполнить (да у него и специализация, как правило, несколько другая). При заключении договора подряда заказчик поручает подрядчику выполнить те или иные работы, не интересуясь, сам ли он их будет выполнять или побежит искать кого-то, кто в состоянии их сделать.

По агентскому договору агент передает принципалу результат работ, выполненных непосредственно их исполнителями, указывая их в отчете. По договору подряда подрядчик передает заказчику результат работ от своего имени, не указывая в приемопередаточном акте субподрядчиков.

Порядок налогообложения у агента и генподрядчика также существенно различается. При заключении агентского договора доходом агента для целей налогообложения является его вознаграждение, механизм определения которого должен быть установлен в договоре. Налог на добавленную стоимость исчисляется только от суммы агентского вознаграждения (ст. 156 НК РФ). При заключении договора подряда доходом подрядчика является вся стоимость выполненных работ. Налог на добавленную стоимость исчисляется от всей суммы договора.

Если агент применяет общую систему налогообложения, а непосредственные исполнители – УСН, то счет-фактуру агент выставит заказчику только от суммы своего вознаграждения. Если генподрядчик применяет общую систему налогообложения, а субподрядчики – УСН, то счет-фактуру генподрядчик выставит заказчику от всей стоимости выполненных работ, куда включено и его фактическое вознаграждение (разница между стоимостью работ, выполненных субподрядчиками, и стоимостью работ, предъявленных заказчику) (письмо Минфина России от 30.09.2016 № 03 07 11/56905).

Довольно часто случается, что директора и юристы небольших генподрядных (а по сути – посреднических) организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, искренно считают себя не генпод­рядчиками, а агентами. Но когда дело доходит до исчисления и уплаты налогов (а точнее, до их доначисления), наступает такое же искреннее недоумение, а то и возмущение.

Далее более подробно рассмотрим порядок отражения деятельности генерального подрядчика (по сути – посредника, непосредственно не выполняющего работы и привлекающего субподрядчиков) в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Поступление...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Обязателен ли раздельный учет

По общему правилу, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли данные по торговым операциям должны отражаться отдельно от данных по выполнению заказов (выполнению работ по договорам подряда). Причем отсутствие раздельного учета не приведет к недоимке по налогам и искажению себестоимости, но может повлечь наложение штрафных санкций.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.