Налоговой экономией могут заниматься и коммерческие, и бюджетные организации. Автор анализирует не только существующие налоговые льготы, которыми могут воспользоваться бюджетники, но и так называемые «лазейки» в законодательстве, рассказывая, какие опасности они могут таить.
Не секрет, что любая организация, которая ведет реальную хозяйственную деятельность, так или иначе стремится снизить свои издержки. Помочь в этом может повышение эффективности труда, модернизация оборудования, внедрение различных инноваций и т.п. Вместе с тем немалую роль в достижении цели может сыграть снижение налоговой нагрузки. Как раз о ней и пойдет речь.
Налоговые льготы
Самый простой и заурядный способ сэкономить на налогах – воспользоваться существующими налоговыми льготами. Причем льготы можно понимать как в узком, так и в широком смысле.
Версия НК РФ
Если говорить о льготе в узком смысле, то следует обратиться к определению, которое содержится в п. 1 ст. 56 НК РФ. Там сказано, что льготами признаются преимущества (включая возможность не уплачивать налог вообще или хотя бы снизить его), предоставляемые одним категориям налогоплательщиков и отсутствующие у других. И таких льгот достаточно много, причем практически по каждому налогу.
Например, образовательные и медицинские учреждения при выполнении некоторых нехитрых условий (они перечислены в ст. 284.1 НК РФ) могут воспользоваться нулевой ставкой налога на прибыль. Те же медицинские и образовательные учреждения пользуются льготами по НДС (в соответствии с подп. 2 и 14 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация медицинских и образовательных услуг освобождена от налогообложения).
Во многих регионах автономные, бюджетные и казенные учреждения освобождены от земельного налога (см., например, п. 2 ч. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы от 24.11.2004 № 74 «О земельном налоге», п. 2-1 ст. 5 Закона Санкт-Петербурга от 28.11.2005 № 611-86 «О земельном налоге в Санкт-Петербурге и о внесении дополнения в Закон Санкт-Петербурга «О налоговых льготах»).
Автономные, бюджетные и казенные учреждения нередко освобождаются и от уплаты налога на имущество организаций (п. 1 ч. 1 ст. 4 Закона г. Москвы от 05.11.2003 № 64 «О налоге на имущество организаций», подп. 17 п. 1 ст. 4-1 Закона Санкт-Петербурга от 26.11.2003 № 684-96 «О налоге на имущество организаций» и др.).
Как видно, федеральные, региональные и местные законодатели предоставили государственным и муниципальным учреждениям практически исключительные налоговые льготы, как говорится, «на любой вкус». Причем чтобы воспользоваться ими, зачастую достаточно просто знать об их существовании. Никаких других действий совершать не нужно.
В то же время считать, что учреждение может вообще не платить налоги, было бы неправильно. Во-первых, круг льгот строго ограничен и...