Top.Mail.Ru

Удержания из заработной платы: инструкция для бухгалтера

Все удержания из заработной платы можно разделить на три группы: обязательные, а также производимые по инициативе либо работодателя, либо работника. Какие документы необходимо оформить, чтобы не придрались проверяющие органы? Каков порядок удержания? С каких сумм удерживать средства запрещено? Каков максимально допустимый размер удержаний и в какой очередности их следует производить? Как ­учитывать удержания в бухгалтерском учете? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в ­статье.

Довольно часто бухгалтеру приходится производить удержания из заработной платы работников. При этом работодатель сталкивается с массой сложностей. А ведь допущенные ошибки могут дорого стоить и грозят компании и должностным лицам серьезными последствиями. В статье рассмотрим, какими бывают удержания, что является основанием для их назначения, каков порядок и есть ли ограничения.

Все удержания из заработной платы можно разделить на три группы:

  • обязательные удержания, производимые в соответствии с законодательством;
  • удержания по инициативе работодателя;
  • удержания по инициативе работника.

Обязательные удержания

Данные удержания не зависят от воли ни работодателя, ни работника. Эти обязательства подлежат исполнению в рамках действующего законодательства. К ним относятся:

  • налог на доходы физических лиц, который взимается в соответствии с гл. 23 НК РФ;
  • удержания по исполнительным документам.

Если с первым все понятно, то со вторым на практике часто бывают трудности. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) исполнительными документами являются:

  • исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании судебных актов;
  • судебные приказы;
  • нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов (нотариальные копии);
  • удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам;
  • акты ПФР и ФСС РФ о взыскании денежных средств с должника – индивидуального предпринимателя (без приложения документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, если должник вправе осуществлять предпринимательскую деятельность без открытия расчетного и иных счетов);
  • акты органов, осуществляющих контрольные функции (налоговые, таможенные органы, ФСС РФ, ПФР), о взыскании денежных средств (с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований в связи с отсутствием на счетах должника средств, достаточных для их ­удовлетворения);
  • судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях;
  • постановления судебного пристава-исполнителя;
  • акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (например, исполнительные листы хозяйственных судов Республики Беларусь);
  • исполнительная надпись нотариуса при наличии соглашения о внесудебном порядке обращения взыскания на заложенное имущество, заключенного в виде отдельного договора или включенного в договор о залоге;
  • запрос судебного органа, обеспечивающего исполнение обязательств по международному договору, о розыске ребенка, незаконно перемещенного в РФ или удерживаемого в РФ.

Исполнительные документы зачастую поступают в организацию в виде почтовой корреспонденции, однако, в соответствии со ст. 9 Закона № 229-ФЗ взыскатель может лично его принести в организацию, где работает должник. Но только если сумма взыскания не превышает 25 000 рублей.

Реквизиты исполнительного документа

Бухгалтеру следует иметь в виду, что исполнительный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

  • наименование органа, выдавшего его, а также фамилия и инициалы должностного лица;
  • дело, на основании которого выдан исполнительный документ, и его номер;
  • сведения о должнике и взыскателе;
  • резолютивная часть, содержащая требования и порядок взыскания с должника денежных средств;
  • дата выдачи исполнительного документа;
  • печать органа, выдавшего исполнительный документ, и подпись должностного лица и другие реквизиты (поименованные в ст. 13 Закона № 229-ФЗ).

Если какой-то из них отсутствует, то исполнительный документ считается недействительным.

Порядок удержания

После того, как работодателю поступит исполнительный документ, бухгалтеру необходимо удерживать из заработной платы и иных доходов работника-должника суммы в соответствии с требованиями, содержащимися в нем. Размер денежных средств, подлежащих перечислению взыскателю, исчисляется из суммы заработной платы и иных доходов, оставшихся после вычета НДФЛ.

После удержания организация в 3-дневный срок должна перечислить денежные средства по реквизитам, указанным в исполнительном документе. Обратите внимание: расходы, связанные с перечислением (банковская...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.