Во многих компаниях главный бухгалтер частенько исполняет обязанности кассира. В связи с этим появляются вопросы, на которые автор ответит в статье: как грамотно совместить эти две должности и все документально оформить.
Главным бухгалтерам время от времени приходится исполнять обязанности кассира. Поэтому в статье мы расскажем, каким образом грамотно совместить данные должности и документально это оформить.
Выбираем вариант оформления
В данном случае существуют следующие варианты кадрового оформления: совместительство и совмещение профессий (должностей). Рассмотрим их подробнее.
Совместительство – это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время. Работа по совместительству может быть осуществлена сотрудником как по месту его основной работы (внутреннее совместительство), так и у других работодателей (внешнее совместительство) (ст. 282 ТК РФ). Продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать четырех часов в день. Между тем в дни, когда по основному месту работы сотрудник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он вправе трудиться по совместительству полный рабочий день. При этом в течение одного месяца (другого учетного периода) продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленной для соответствующей категории работников (ст. 284 ТК РФ).
Как видите, вариант совместительства нам не совсем подходит. Ведь в этом случае главный бухгалтер должен исполнять обязанности кассира в свободное от основной работы время. Нам же хотелось бы совместить эти две должности по времени.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату. Поручаемая сотруднику дополнительная работа может осуществляться путем:
- совмещения профессий (должностей);
- расширения зон обслуживания;
- увеличения объема работ.
При этом для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника сотруднику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Исполнение главным бухгалтером обязанностей кассира фактически является совмещением должностей. Так что далее мы рассмотрим именно этот вариант оформления.
На малых предприятиях, не имеющих в штате кассира, обязанности последнего могут выполняться главным бухгалтером или другим работником по письменному распоряжению руководителя предприятия при условии заключения с ним договора о полной материальной ответственности (п. 36 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 г. № 18, далее – Порядок ведения кассовых операций).
Оформляем документы
Согласие на совмещение
Вначале следует получить письменное согласие бухгалтера на то, что он согласен на совмещение должностей (см. Пример 1).
Согласие либо несогласие сотрудника прописывают в самом предложении о совмещении либо оформляют отдельным документом (см. Пример 2).
Отметим, что совмещение профессий (должностей) относится к выполнению работы в условиях, отклоняющихся от нормальных. Поэтому сотрудникам положены соответствующие доплаты (ст. 149 ТК РФ). Размер выплат устанавливается по соглашению сторон с учетом содержания либо объема дополнительной работы (ст. 151 ТК РФ). При этом каких-либо предельных размеров доплаты за совмещение в законодательстве не...