Субсидиарная ответственность бывшего руководителя обанкротившейся организации перешагнула миллиардный рубеж

Конкурсные управляющие продолжают «соревноваться» в суммах субсидиарной ответственности, к которой они привлекают бывших руководителей организаций-банкротов. Это дело поражает ценой вопроса! Еще обратите внимание, по каким основаниям 2 из 3 лиц избежали этой ответственности.

В мае 2010 г. ООО «Ростпродукт» было признано банкротом. Хотя согласно бухгалтерской отчетности, сдававшейся в 2009 г., у ООО имелись миллиардные активы, которые не были обнаружены в ходе производства по делу о банкротстве. Один бывший руководитель скрывается, а второй согласился осуществлять обязанности генерального директора без документации и при неопределенности с бывшим руководством. Документы, технические паспорта, свидетельства о регистрации на самоходную технику бывшим руководством общества конкурсному управляющему не передавались. Несохранность документации препятствует выявлению имущества ООО, формированию конкурсной массы и удовлетворению требований кредиторов.

В сентябре 2013 г. конкурсный управляющий обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании в пользу ООО с учредителя общества – ОАО «Сахарная Компания» и с двух бывших руководителей ООО в порядке солидарной субсидиарной ­ответственности более 2,98 миллиардов рублей.

Напомним ключевые положения п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № ­127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», которые делают это возможным:

«Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам… при наличии одного из следующих обстоятельств:

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации... отсутствуют или не содержат информацию об объектах... либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы…

Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия нескольких контролирующих должника лиц, то такие лица отвечают солидарно...».

Дело № А56-29631/2009-субс в марте 2014 г. рассмотрел Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а в июле 2014 – Тринадцатый ­арбитражный апелляционный суд. В итоге:

  • ОАО «Сахарная Компания» (учредитель обанкротившегося ООО) уже было ликвидировано, потому претензии предъявлять ему было поздно;
  • второго руководителя (сменившего скрывающегося первого руководителя ООО) освободили от ответственности, т.к. он доказал, что:
    • целью учредителя должника при назначении его на должность генерального директора являлось отыскание документации, не переданной бывшим руководителем. Им принимались меры к истребованию документов и получению информации от компетентных органов (в т.ч. УВД), а обнаруженное (учредительные документы, документы по трудовым отношениям, печать организации) передал конкурсному управляющему;
    • на момент наделения его полномочиями генерального директора ООО хозяйственной деятельности не вело, место нахождения товарно-материальных ценностей было неизвестно. Заработную плату в организации генеральный директор не получал;
  • только первый руководитель был признан виновным с установлением размера его субсидиарной ответственности в 1,26 миллиардов рублей. Основания:
    • именно он был генеральным директором ООО «Ростпродукт» в период с апреля 2006 г. до июля 2009 г., когда осуществлялась активная хозяйственная деятельность, а установить место нахождения и отыскать документацию о финансово-хозяйственной деятельности ООО в полном объеме не удалось;
    • на момент принятия заявления о признании должника банкротом гендиректором ООО являлся первый руководитель, а на день введения наблюдения – уже второй (однако последнему документы по финансово-хозяйственной деятельности ООО и товарно-материальные ценности предыдущим гендиректором не передавались, их отсутствие и уклонение первого руководителя от исполнения возложенных обязанностей послужили основанием для корпоративного решения о смене ­единоличного исполнительного органа).
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Чем руководствоваться при издании приказов

Существует какой-либо официальный нормативный документ, который регламентирует все вопросы издания приказов (их разработка, кто разрабатывает, как правильно разрабатывать, порядок оформления, правильное название, введение в действие и т.д.)? Чем можно руководствоваться, чтобы все приказы в организации были изданы правильно? Инструкция по делопроизводству на предприятии имеется, но руководитель требует документ «высшего» уровня, типа «Все о приказах с нуля».

Как составить график документооборота на предприятии?

Как правильно составить график документооборота на предприятии? Есть ли образец графика, чем руководствоваться при его составлении?

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Как в организации внедрить новые ГОСТы по делопроизводству

В 2025 году вступили в силу важные ГОСТы: сначала терминологический, потом на оформление организационно-распорядительной документации. Как действует принцип добровольности применения стандартов в России. Как организация может оформить свое добровольное присоединение к выполнению этих ГОСТов. Возможно несколько вариантов – объясняем их на примерах. Поводом стал вопрос читателя, которому руководство поручило это реализовать.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Правила оформления даты в документах

ГОСТ Р 7.0.97-2016 описывает правила оформления даты документа предельно лаконично. Поэтому нам есть что добавить! Ставить 0 в начале даты? Можно использовать кавычки? «Длящаяся» дата протокола. Дата совместного документа. Специфика госорганов. Дата подписания электронного документа. Дата доверенности. Дата на обложке дела и на титульном листе ЛНА. В каких реквизитах и как лучше оформлять дату. Подробно остановились на оформлении дат в тексте документа в различных ситуациях. Статья содержит 25 примеров.