Федеральный закон от 24.11.2014 № 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» дополнил НК РФ статьей 246.2 «Организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации». Закон вступил в силу с 01.01.2015. Теперь в НК РФ появились критерии, по которым будет определяться, что местом фактического управления иностранной организацией является Россия (это станет поводом для признания ее налоговым резидентом РФ, если иное не предусмотрено международным договором) (п. 2):
- большинство заседаний совета директоров (или иного аналогичного органа, за исключением исполнительного органа) проводится на территории РФ;
- исполнительный орган (или органы) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ (в объеме существенно большем, чем из других государств);
- главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют свою деятельность в РФ.
При этом достаточно одного из перечисленных выше фактов для признания данной организации налоговым резидентом РФ.
Если же в отношении иностранной организации не выполняются 1-е и 2-е условия либо имеет место только одно из них, то считается, что она управляется из России, если (п. 5):
- ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением действий по подготовке консолидированной финансовой отчетности) осуществляется в РФ;
-
ведение делопроизводства организации осуществляется в РФ;
- оперативное управление персоналом организации осуществляется в РФ.
Обращает на себя внимание то, что значительная часть критериев второго списка, по которым иностранные организации могут быть признаны российскими налоговыми резидентами, напрямую связано с документированием деятельности организации, ведением делопроизводства, в том числе бухгалтерского и кадрового. А вот подготовка или принятие в России решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров (участников), а также подготовка к проведению совета директоров не являются поводами для того, чтобы считать Россию местом управления данной иностранной организацией (п. 3).