Не все коммерческие организации нашей страны серьезно относятся к работе с обращениями граждан (за нарушение порядка работы с ними должностные лица организации могут быть оштрафованы по ст. 5.59 КоАП РФ на сумму от 5 000 до 10 000 рублей). Многие думают, что это удел только госорганов и местного самоуправления, не зная, что ситуация принципиально изменилась в 2013 году, когда действие Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» распространили и на учреждения / организации, осуществляющие публично значимые функции. При этом что такое «публично значимые функции» точно не объяснили, поэтому суды достаточно вольно трактуют это понятие, в последнее время все больше в сторону расширения (подробнее об этом читайте в статье «Организация работы с обращениями клиентов в коммерческом банке» на стр. 28 журнала № 6` 2015).
В частности, Нижегородский областной суд в октябре 2014 года рассмотрел дело № 7п-708/2014, в котором заместитель генерального директора ОАО «ДК Советского района», которое занималось управлением многоквартирным домом, была признана виновной.
Началось с того, что в январе 2014 года гражданин по электронной почте направил в ОАО обращение, но не получил ответ. В марте 2014 года он пожаловался в прокуратуру Советского района г. Нижнего Новгорода. Прокуратура установила, что ОАО не представило доказательств направления ответа на обращение гражданина в установленный законодательством срок, кроме того, само обращение было зарегистрировано по истечении 3 дней с момента поступления.
Сначала заместитель генерального директора была признана виновной за неисполнение требований закона об обращениях граждан по ст. 5.59 КоАП РФ со штрафом 5 000 рублей мировым судьей в июне 2014 года, потом решением Советского районного суда г. Н. Новгорода в сентябре 2014 года, а позже и Нижегородским областным судом, который привел следующие аргументы:
- заместитель генерального директора по правовым вопросам общества была назначена приказом ответственной за контроль соблюдения сроков рассмотрения обращений граждан, поступающих в общество (это же подтверждалось ее должностной инструкцией);
- ОАО «ДК Советского района», управляя многоквартирным домом, осуществляет деятельность по предоставлению жилищно-коммунальных услуг собственникам этого многоквартирного дома, а также иным лицам, пользующимся помещениями в данном доме – такая деятельность затрагивает права и свободы неограниченного круга лиц, поэтому она регулируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».