Переписка по электронной почте в качестве доказательства в суде

Электронная почта уже давно стала основным способом делового взаимодействия в бизнесе, поэтому, как только между сторонами возникают какие-либо споры и конфликты, именно ее содержание и надлежащее представление в суде нередко играет ключевую роль. Расскажем вам о деле, в котором единственным доказательством факта исполнения договора стала именно электронная переписка.

Ситуация складывалась следующим образом. ЗАО «Компания «Консул» (заказчик) и АО «РАСМИ» (исполнитель) в сентябре 2014 года заключили договор оказания услуг по проведению маркетингового исследования в 5 этапов, аванс в 325 тыс. руб. был перечислен в октябре 2014 года за все этапы. Услуги должны были быть оказаны не позднее 20.02.2015.

Исходные данные для проведения исследования заказчик предоставил в полном объеме только в конце января 2015 года, после чего и началась работа.

Результаты исследований 24.02.2015 были направлены заказчику по электронной почте (это был не тот адрес, который фигурировал в качестве контактного в заключенном договоре). Заказчик ознакомился с ними (что следует из переписки с 6 по 11 марта). Исполнитель, проявляя добрую волю к заказчику, передал ему по электронной почте и итоговый отчет, не дожидаясь полной оплаты по договору.

А потом заказчик:

  • заявил, что исполнитель в процессе выполнения договора взаимодействовал с лицом, не имевшим надлежащих полномочий со стороны заказчика – тот человек даже не являлся сотрудником ЗАО «Компания «Консул»;
  • заявил, что электронная переписка, на которую ссылался исполнитель, не являлась допустимым доказательством, поскольку в договоре были указаны иные контактные лица и адреса электронной почты;
  • направил в АО «РАСМИ» уведомление о расторжении договора с даты его получения и потребовал вернуть выплаченный ранее аванс.

Арбитражный суд Московской области в декабре 2015 г. рассмотрел дело № А41-56647/15. Потом им занимались Десятый арбитражный апелляционный суд в марте 2016 г. и Арбитражный суд Московского округа в июле 2016 г. Все инстанции пришли к одинаковым выводам:

  • АО «РАСМИ» представило протокол осмотра доказательств (электронной переписки сторон), составленный и заверенный врио нотариуса г. Москвы. Из него следовало, что полномочия «спорного» гражданина, который вел переписку от имени заказчика, явствуют из обстановки, в которой тот действовал: именно он сначала вел переписку о заключении договора, а потом взаимодействовал в ходе его исполнения (пусть даже и не с адреса, указанного как контактный в договоре);
  • в действиях заказчика имеются признаки недобросовестности;
  • заказчик не предъявил возражений относительно качества, сроков и объема оказанных услуг, не направил каких-либо иных мотивированных возражений исполнителю;
  • в итоге с ЗАО «Компания «Консул» в пользу АО «РАСМИ» была взыскана задолженность по исполненному договору в размере 325 тыс. руб. и убытки в 81,3 тыс. руб. (оплата услуг нотариуса).

Отметим несколько важных моментов, которые перевесили чашу весов Фемиды в пользу АО «РАСМИ»:

  • в договоре было предусмотрено использование электронной почты при его исполнении, но в нем были указаны не те контактные лица и адреса электронной почты, по которым реально велась переписка. Это очень важный момент. Однако при рассмотрении дела суд учел, что обе стороны вели переписку не по адресу, указанному в договоре, и использовали этот адрес на протяжении длительного времени, в т.ч. и до заключения договора.
  • ключевую роль в представлении надлежащих доказательств сыграл протокол осмотра доказательств, составленный и заверенный врио нотариуса г. Москвы.

В заключение напомним, что по доказательственному значению распечаток из электронной почты все-таки есть разные позиции судов, сформировавшиеся на протяжении ряда лет. См., например, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2011 по делу № А32-17545/2011, ФАС МО от 30.11.2009 № КГ-А40/11226-09, от 24.01.2014 № КГ-А40/17512-10.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как назначить ответственных за делопроизводство в подразделениях

Вопрос об ответственных за делопроизводство в структурных подразделениях. Каким образом (устно, документально) руководители структурных подразделений могут назначить ответственных за делопроизводство в своих структурных подразделениях?

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.