Top.Mail.Ru

Отсутствие помещений в муниципальном архиве – не повод отказывать в бесплатном приеме кадровой документации банкрота

Арбитражный суд Республики Коми в декабре 2015 года рассмотрел дело № А29-7146/2015 по, можно сказать, классическому иску1 конкурсного управляющего к администрации муниципального района «Княжпогостский» (далее – администрация) с требованием безвозмездно принять документы по личному составу обанкротившегося ОАО «Княжпогостское жилищно-коммунальное хозяйство».

Основным аргументом отказа администрации в судебном споре были доказанные данные о переполненности архива и отсутствии свободных площадей.

Все началось, как обычно: конкурсный управляющий обанкротившегося ОАО обратился в администрацию муниципального района, на территории которого находилось ОАО, с заявлением о принятии на безвозмездной основе документов по личному составу, а получив отказ – обратился в суд.

Арбитражный суд Республики Коми отметил, что:

  • законодатель предусмотрел обязанность приема на хранение документов у ликвидируемых негосударственных организаций как государственными, так и муниципальными архивами (п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», далее – Закон об архивном деле);
  • отсутствие соответствующего договора между ОАО и архивным учреждением в данном случае не препятствует возложению на администрацию обязанности принять спорные документы. И оказание услуг по хранению в рассматриваемом случае должно осуществляться на безвозмездной основе (т.к. Закон об архивном деле не предусматривает выплату вознаграждения архиву за хранение подобных документов);
  • доказательства нахождения спорных документов по личному составу в неупорядоченном состоянии ответчиком предоставлены не были.

В результате арбитражный суд признал отказ администрации муниципального района «Княжпогостский» принять документы по личному составу обанкротившегося ОАО незаконным и обязал ее в 10-дневный срок принять их на хранение.

Администрация на этом не успокоилась, однако Второй арбитражный апелляционный суд в феврале 2016 года опять поддержал ОАО, построив свою позицию на следующем:

  • единственным основанием для отказа администрации в приеме документов является отсутствие в архивном секторе площадей для их хранения: на 155 погонных метрах архивных полок размещено более 39 тысяч единиц хранения, в то время как по итогам паспортизации Росархива на указанной площади по норме возможно разметить не более 12,4 тысяч единиц хранения; возможность для расширения архивных площадей отсутствует.
    Но суд отметил, что отсутствие необходимых площадей не поименовано в законе в качестве достаточного основания для отказа в приеме документов по личному составу организации-банкрота;
  • хотя ОАО не является источником комплектования государственного или муниципального архива, оно осуществляло свою деятельность на территории муниципального района «Княжпогостский», поэтому у администрации отсутствовали основания для отказа в принятии на архивное хранение его документов по личному составу;
  • в действующем законодательстве отсутствует правовая норма, обязывающая ликвидируемое юридическое лицо либо его правопреемника хранить документы. Следовательно, «архивные документы и документы по личному составу ликвидированного юридического лица в целях предотвращения их утраты, а также в целях охраны прав и законных интересов государства, юридических лиц и граждан по исполнению социально-правовых гарантий, вне зависимости от иных обстоятельств, подлежат передаче в соответствующий государственный либо муниципальный архив»;
  • принуждение ОАО к заключению возмездного договора с архивом после подачи заявления о безвозмездном принятии на хранение документов по личному составу создает препятствие для исполнения обязательств конкурсным управляющим.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа в июне 2016 года оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Коми и постановление Второго арбитражного апелляционного суда.

Сноски 1

  1. Читайте статью «Каким организациям при ликвидации какие документы нужно сдавать в архив?» в этом номере журнала Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как подписывать скан ответа на обращение гражданина?

При направлении скана ответа на обращение гражданина с собственноручной подписью руководителя обязательно ли подписывать этот скан ЭЦП? В Законе № 59-ФЗ и методических рекомендациях такого требования нет. Где прописана эта обязанность или требование? Закон № 63-ФЗ распространяет свое действие на правила по Закону № 59-ФЗ?

Письмо пришло в дочернюю компанию, но адресовано организации-учредителю

У нашей компании есть дочерние организации. Если письмо пришло в дочернюю компанию, можно ли регистрировать входящее письмо на организацию-учредителя?

Фейковые запросы от имени налоговой

Участились фейковые запросы на предоставление документов и информации якобы от имени контролирующих органов. Объясняем, что вас должно насторожить, – перечисляем критерии, по которым можно вычислить злоумышленников.

Общее собрание акционеров: обновление правил подготовки, проведения, документирования

С 1 марта 2025 года вступила в силу очередная порция изменений в закон об АО. Объясняем, как изменилась терминология, которой теперь надо пользоваться при составлении документов. Как изменились полномочия органов управления АО. Как подготовить годовое заседание общего собрания акционеров. Что потребуется для дистанционного участия в заседании. Порядок голосования и использования бюллетеней. Обновленные правила оформления протокола заседания общего собрания акционеров и его образец. Пример требования акционера о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.